Чипевайан
Чипева́йан [Chipewyan; от очипвайанив – на языке кри «остроконечные шкуры», происходит от характерного покроя одежды с остроконечными полами; самоназвание дене – «люди»; также современное самоназвание денесулине, denesuline; в ранних источниках – северные индейцы, у франкоканадских авторов монтанье или монтаньяры – «горцы»], народ языковой группы атапасков на севере канадских провинций Манитоба, Саскачеван, Альберта, на востоке Северо-Западных территорий Канады и на юге территории Нунавут. Численность по состоянию на март 2015 г. около 23 тыс. человек (11 тыс. в Саскачеване, 6 тыс. в Альберте, 3 тыс. в Манитобе и 3 тыс. в Северо-Западных территориях и в Нунавуте). Язык чипевайан северного ареала атабаскских языков, подразделяется на несколько региональных взаимопонимаемых диалектов. Согласно данным переписи 2016 г., язык чипевайан (дене), признают родным 11,3 тыс. человек, свободно языком владеют (предпочитают использовать в домашнем общении) 8,3 тыс. человек. Повсеместно распространён английский язык. Письменность на основе латинской графики. Верующие – методисты и католики, частично сохраняются традиционные верования.
Чипевайан были наиболее многочисленной и широко расселённой группой северных атапасков. Они осваивали территории от лесотундры по западному побережью Гудзонова залива до восточных берегов Большого Невольничьего озера и границы тайги и лесостепи к югу от озера Атабаска. Исторически известны 4 крупных территориальных подразделения:
1) этен-елтели – «едоки карибу», в бассейнах рек Черчилл, Сил, в лесотундре к западу от Гудзонова залива;
2) ти-лан-оттине – «люди макушки ледяного великана», в верховьях реки Черчилл;
3) кестайт-хотине (kestait-hotine) – «люди осинового дома», в бассейне реки Невольничья и в районе озера Атабаска;
4) тацан-оттине (йеллоунайф) – «жёлтые ножи», в бассейне реки Коппермайн и к северо-востоку от Большого Невольничьего озера. Эта группа является, по сути, отдельным народом, однако её представители говорят на диалекте чипевайан, и их часто рассматривают как региональную группу последних.
Всего, по различным подсчётам, насчитывалось более 10 территориальных групп чипевайан.
Традиционная культура типична для индейцев Субарктики. Система расселения зависела от концентрации ресурсов (стад карибу, богатых рыбой водоёмов) и возможностей защиты от врага.
Занимались в основном промыслом карибу, совершая массовые сезонные миграции из тундры в тайгу осенью и из тайги в тундру весной. В системе жизнеобеспечения чипевайан охота на карибу имела большее значение, чем у других атапаскских групп. Особенно это было характерно для «едоков карибу». Основными способами охоты были массовый забой животных копьями на переправах стад через реки и озёра и загон в изгороди, снабжённые петлями. Летом в тундре они также добывали мускусных быков, а в таёжных районах на западе и юго-западе территории их расселения добычей становились лось и лесной карибу. С появлением на рубеже 17–18 вв. европейцев и внедрением торговли мехом большое значение приобрёл промысел пушных животных (бобр, куница, американская норка, выдра, лиса и т. п.) самоловами, затем металлическими капканами. Также большое значение имело озёрное и речное рыболовство («белая рыба» – большой сиг, озёрная форель, щука, голец, налим). Основными орудиями лова были различные крючковые снасти и сети, сплетённые из ивовых волокон и ремешков из кожи карибу.
Зимой главными средствами передвижения служили снегоступы атапаскского типа (удлинённой формы, с рамой, иногда состоящей из двух отдельных планок, соединённых по обоим концам с изогнутыми спереди носами, оплетённых ремешками из кожи карибу). Грузы перевозили на бесполозных санях (тобогган). Со 2-й половины 19 в. получила распространение собачья упряжка. Летом транспортным средством служили берестяные лодки, несколько отличавшиеся по конструкции от алгонкинских каноэ.
Основным типом жилища был нибале – конусообразный каркас из шестов, покрывавшийся трапециевидными полотнами, сшитыми из шкур карибу. В процессе контактов с европейцами шкуры постепенно уступили место брезенту и парусине. Вместе с распространением трапперства и снижением мобильности образа жизни чипевайан стали строить стационарные бревенчатые избы. В настоящий момент в охотничьих лагерях используют многоместные двускатные палатки.
Летняя одежда шилась из выделанной замши (рубаха глухого покроя с характерным остроконечным подолом, леггины и мокасины лесного типа – часто выкроенные из цельного куска кожи). Женская одежда отличалась от мужской главным образом тем, что была длиннее. В 18–19 вв. под влиянием европейцев появились платья с прямым подолом. Зимний комплект состоял из парки глухого покроя с капюшоном, меховыми штанами и высокими мокасинами. Иногда одежда, в особенности детская и женская, шилась из заячьих шкур. В 21 в. традиционная одежда вышла из повседневной жизни, но некоторые её элементы (отдельные предметы или детали одежды, вышивка бисером) могут сохраняться в праздничном костюме.
Основой социальной структуры являлась локальная группа (община), состоящая из одной или нескольких больших семей численностью до 20–30 человек. Большая семья обычно формировалась вокруг старшего родственника мужского пола и его жены и базировалась на принципах родства и свойства. К началу 20 в. торговля пушниной и переход к оседлому образу жизни привели к усилению роли нуклеарной семьи.
Система общественно-политических отношений субарктических атапасков имела крайне слабо развитую структуру. Единая система племенного управления отсутствовала, общество имело неиерархическую структуру. Процедуры выбора вождей не существовало. Лидерство определялось личностными качествами человека и являлось признанным всеми членами общины.
Для чипевайан была характерна билатеральная структура родства, предполагавшая равноправные отношения индивида с родственниками как по отцовской, так и по материнской линии. Существовали и патрилатеральные, и матрилатеральные кросскузенные браки, однако патрилатеральный брачный союз молодого человека с дочерью сестры отца считался более предпочтительным. До рождения первого ребёнка молодожёны жили с родственниками жены, а затем могли присоединиться к семье мужа. В некоторых случаях практиковалась полигиния, обычно сорорального типа (брак с двумя сёстрами). Как правило, это было характерно для лидеров групп и удачливых охотников.
Для традиционных верований характерны анимистические представления, вера в изначальное единство людей и животных, реинкарнацию. Характерны промысловые культы и отсутствие духовной элиты. Каждый человек имел равный доступ к общению с миром духов и шаманским практикам на основе присущей человеку магической силы – инкозе (по представлениям чипевайан, эту силу люди получали от духов животных посредством снов и видений). В то же время существенную роль играли шаманы (предсказатели-сновидцы), обладавшие особенно сильной инкозе.
Материальная культура чипевайан мало отличалась от материальной культуры других народов Субарктики. В силу подвижного образа жизни и сложностей транспортировки они не могли себе позволить изготовлять большое количество разнообразных вещей. Упор делался на функциональности и минимализме предметов. Из кожи карибу шили одежду, обувь, покрытия жилищ, нарезали ремешки для рыболовных сетей и оплётки снегоступов, а также делали музыкальные инструменты – бубны. Одежду украшали вышивкой из игл дикобраза. Кожу обрабатывали каменными скребками. Дерево (в первую очередь берёза, а также ель, лиственница) шло на изготовление луков, копий, загонов на карибу, ловушек на мелкого зверя, тобогганов, каркасов жилищ и каноэ, посуды. В отличие от алгонкинов Субарктики, атапаски делали водонепроницаемые корзины, сплетённые из корней хвойных деревьев. Наконечники стрел и копий изготовляли из камня, а из кости – иглы для шитья. Была известна холодная ковка меди, добываемой в бассейне реки Коппермайн. С приходом европейцев широкое распространение получили металлические орудия, посуда и вышивка бисером.
Чипевайан были первыми канадскими атапасками, вступившими в контакт с европейцами. В 1682 г. Компанией Гудзонова залива (КГЗ) на землях кри был основан торговый пост Йорк. Индейцы кри, получившие от англичан огнестрельное оружие, начали теснить чипевайан. Англичане, в свою очередь, стремились наладить с чипевайан прямые торговые отношения. Согласно историческому преданию чипевайан и по сведениям, содержащимся в журнале коменданта фактории Йорк Дж. Найта за 1714–1717 гг., женщине чипевайан по имени Танаделтар удалось бежать от пленивших её кри и осенью 1714 г. выйти к фактории. В июне 1715 г. была организована экспедиция под руководством служащего КГЗ У. Стюарта, целью которой было установление прямых торговых отношений с чипевайан и заключение мира с кри. Посредником в этой миссии стала Танаделтар. Ей удалось убедить своих соплеменников отправиться в Йорк.
После основания в 1719 г. в устье реки Черчилл форта Принца Уэльского (в дальнейшем Форт-Черчилл) устанавливаются непосредственные контакты европейцев с чипевайан, которые вскоре становятся торговыми посредниками между КГЗ и атапасками йеллоунайф, догриб и слейви, территории которых были особенно богаты пушниной. Теперь уже чипевайан стали совершать набеги на своих западных соседей и препятствовать их прямой торговле с англичанами. Это продолжалось до последней четверти 18 в., когда торговцы Северо-Западной компании, конкурирующие с КГЗ, начали возводить посты во внутренних районах запада Канадской Субарктики (Форт-Чипевайан на озере Атабаска, 1789). 18 – 1-я половина 19 вв. ознаменованы военными столкновениями чипевайан с инуитами.
Первая опустошительная эпидемия оспы, затронувшая чипевайан, разразилась в 1781–1782 гг. В дальнейшем эпидемии периодически случались до середины 20 в., нанося сильнейший демографический урон. Последняя эпидемия кори 1948 г., поразившая изолированную общину Баррен-Граунд, унесла более 80 жизней.
С 1840-х гг. начали действовать католические миссионеры-облаты (наибольшую известность получил Э. Птито, совмещавший миссионерскую деятельность с научной работой), главная миссия которых располагалась в поселке Иль-а-ла-Кросс. Распространяемое миссионерами христианство накладывалось на традиционные верования.
Переход территорий КГЗ под управление Канадского доминиона в 1870 г. существенно повлиял на жизнь чипевайан. Правительство Канады перешло на договорные отношения с общинами. По договорам 1899 и 1907 гг. федеральное правительство аннулировало территориальные права чипевайан в обмен на ежегодные выплаты в 5 долл. на человека, снабжение амуницией и медицинской помощью.
После 1945 г. была введена связанная с политикой ассимиляции практика изъятия детей младшего и среднего школьного возраста из семей и помещения их в интернаты для получения евроканадского образования. Воспитывавшиеся в интернатах дети оказывались оторванными от своих корней, утрачивали знание родного языка, прерывалась связь между поколениями и передача знаний и ценностей традиционной культуры. В интернатах дети нередко подвергались моральному и физическому насилию. Во 2-м десятилетии 21 в. канадское правительство несколько раз приносило извинения за эту политику.
С 1950-х гг. наблюдается увеличение численности чипевайан, что связано с улучшением системы здравоохранения. В то же время в 1960-х гг. в ряде общин локальные охотничьи группы насильно переселялись в крупные населённые пункты, наблюдалась утрата традиционной культуры. Так, в 1958 г. «едоки карибу» общины Дак-Лейк были переселены с охотничьих территорий в посёлок Черчилл на Гудзоновом заливе. Однако в 1971 г. около 80 членов группы вернулись на свои охотничьи территории.
Современные общины чипевайан обладают самоуправлением и широкими территориальными правами. Они объединены в племенные советы. Племенной совет Киватин (Манитоба) объединяет 3 общины; советы Медоу-Лейк и Принц-Альберт (Саскачеван) – 7 общин; Территориальный совет Акейчо (Северо-Западные территории) – 4 общины; Племенной совет Атабаска и Племенная ассоциация вождей (Альберта) – 5 общин.