Тобогган
Тобогга́н (toboggan; слово происходит из алгонкинских языков: на языке инну – утапанашку; на кри – отабанаск), бесполозные ручные сани у алгонкинов и атапасков Субарктики – жителей таёжных лесов.
Традиционные тобогганы делают из берёзы или лиственницы. Для этого выстругивают две тонкие доски и загибают передние края (голова тобоггана), предварительно распаривая их в горячей воде и нагревая на огне. Затем доски соединяют вместе и скрепляют сверху несколькими (обычно четырьмя) поперечными брусками, расположенными на поверхности саней. Первый брусок фиксирует приподнятый передний край, второй соединяет доски на нижней части изгиба, третий расположен посередине, а четвертый на конце сзади. Крепятся бруски при помощи кожаных ремешков (бабиш), продеваемых в просверленные в досках отверстия, при этом на нижней скользящей стороне тобоггана делались углубления, чтобы крепления быстро не изнашивались. Для транспортировки с левой и с правой стороны спереди к тобоггану привязывают длинный ремень, проходящий в форме дуги через плечи или под руками через грудь тянущего его человека.
Тобогган, наряду со снегоступами, являлся важнейшим транспортным средством в зимний период и имел очень широкое применение. На нём люди перевозили всевозможные вещи (инструменты, покрытия переносных жилищ, охотничье снаряжение, посуду и прочее) при перемещении по заснеженному лесу, охотничью добычу, полученные на торговых постах товары, с ним ходили за дровами и т. п.
Сначала на поверхности тобоггана раскладывали берестяное полотнище, кусок оленьей шкуры, позже – широкий кусок холста или брезента, далее в него заворачивали поклажу и обвязывали её специально оставляемыми для этого длинными свободными концами крепёжных ремешков.
Во время перекочевок первыми, выполняя наиболее тяжелую работу и сменяя друг друга, шли прокладывающие тропу мужчины с узкими тобогганами. За ними двигались женщины, впрягшиеся в широкие тобогганы, на которых располагались маленькие дети. Дети постарше тянули маленькие тобогганы, изготовленные специально для них. В особых случаях к тобогганам могли припрягать собак, а после прихода европейцев применение собачьих упряжек постепенно начало распространяться среди индейцев Американского Севера и к 19 в. стало обычным делом. Такие сани легко скользили по мягкому зимнему снегу, но передвижение, например, по мокрому весеннему или ещё не покрывшему кочки осеннему снегу было сопряжено со значительными трудностями.
Одно из первых свидетельств применения ручных саней индейцев (по-видимому, кри) было, предположительно, сделано в 1611 г. участниками экспедиции Г. Гудзона на заливе, названном впоследствии его именем. Само же слово «тобогган» и сведения об использовании его микмаками впервые встречаются в труде католического миссионера К. Леклерка, датируемом 1691 г. (Le Clerq. 1691. P. 70).
Канадцы, перенявшие тобогган у индейцев, издавна использовали его также для катания с гор в качестве народной забавы, которая впоследствии переросла в национальный вид спорта. В 1-й четверти 20 в. наряду с бобслеем тобогган применялся для скоростного спуска. В 1923 г. в Париже была создана Международная федерация бобслея и тобоггана (Fédération Internationale de Bobsleigh et de Tobogganing, FIBT; с 2015 – Международная федерация бобслея и скелетона).