Чагра
Ча́гра (chagra; ча́кра, кону́ко), в Южной Америке (в Амазонии и Оринокии) – плантация в области дождевых и галерейных тропических лесов, а также в кустарниковых льяносах, возделываемая методом подсечно-огневого земледелия. Вариации произношения и обозначения чагры в различных областях региона, вероятно, связаны с особенностями диалектов испанского и португальских языков [чагра – в Колумбии, чакра (язык кечуа) – в Перу, конуко – в Венесуэле (считается, что слово «конуко» пришло с Антильских о-вов, где коренные народы (таино) так называли место для ведения сельского хозяйства]. В языках коренных народов Амазонии и Оринокии существуют отдельные слова для обозначения чагры.
Место для чагры выбирают, сопоставляя характер почвы, флору и рельеф местности (на возвышенности – лучший дренаж). Вырубка деревьев (с помощью топоров и бензопил) под чагру – тяжёлая физическая работа, которую выполняют, как правило, молодые люди и мужчины среднего возраста. Новую плантацию закладывают в начале сухого сезона – валят деревья, которые должны высохнуть за несколько месяцев, когда выпадает наименьшее количество осадков, после чего их сжигают. Из-за буйной растительности нижнего яруса большие деревья обычно не срубают под корень, оставляя высокие пни. После пожара на чагре остаются обожжённые пни и стволы.
Площадь чагры варьируется от нескольких сотен (20х20) до нескольких тысяч (350х200) квадратных метров. Чагра может располагаться в непосредственной близости от деревни или на расстоянии 1–3 км; часто на берегу реки, что облегчает транспортировку урожая (на куриаре).
Повседневная работа на чагре (прополка с помощью мачете, сбор урожая, доставка его в деревню) выполняется женщинами всех возрастов. Не существует какого-либо фиксированного времени посещения и работы на чагре, но, как правило, работа начинается ранним утром, с восходом солнца, когда температура воздуха ещё не достигла максимальных отметок. В обычные дни с чагры приносят (используя корзины с налобными лентами) минимальный запас плодов и фруктов, необходимый для текущего потребления. У отдельной семьи существует, как правило, несколько чагр, находящихся в разных местах.
На чагре одновременно культивируется 13–15 видов растений, включая их разновидности (горький и сладкий маниок, кормовые и сладкие бананы, батат, кукуруза, различные виды тыквенных, папайя, хлопок, жгучий перец, табак, кока, персиковая пальма, тростник для стрел и др.); их сажают вперемежку, чтобы минимизировать риски в получении урожая, сочетать растения, по-разному обогащающие почву, а также повысить интенсивность эксплуатации участка земли. В Северо-Западной Амазонии (Колумбия, Перу), где кока является священным растением, на чагре ей отводится отдельное место, за ней ухаживают и собирают урожай листьев исключительно мужчины.
Истощение почвы под чагрой и снижение урожайности растений происходит через 3–5 лет, по истечении этого времени участок забрасывается, на новом месте закладывается следующая плантация. На заброшенной чагре некоторые виды растений продолжают плодоносить ещё несколько лет, хотя и приносят более скудный урожай, поэтому старую плантацию также периодически посещают, чтобы собрать созревшие плоды, фрукты и корнеплоды.
Урожай с чагры составляет основу питания коренных народов Амазонии и Оринокии, дополняемую продуктами охоты, рыболовства и собирательства.
У народов, которые вели подвижный образ жизни, существовали т. н. блуждающие чагры – несколько небольших плантаций в разных местах, к которым они периодически возвращались.
Чагру посещают различные грызуны, на которых устанавливают ловушки, – их мясо используется в пищу.
С чагрой связаны мифологические и фольклорные представления [у мацэс некоторые жёны ягуара – крупные грызуны (Cuniculus paca, Dasyprocta punctata), появляющиеся днём и ночью на чагре, чтобы полакомиться плодами и фруктами, возделываемыми женщинами]; она стимулирует различные социокультурные активности сообщества (праздники масатеадас, сопровождающиеся употреблением большого количества масато, коллективными танцами и песнопениями; шингуано исполняют танец тауарауанья; к периодам созревания различных плодов и фруктов устраиваются праздники урожая).
В 21 в. исследователи рассматривают чагру (учитывая одомашнивание и чередование различных видов растений, связанных с воздействием человека на экосистему) как образец коэволюции совокупности социальных систем и экосистем, сформировавшую тропический лес Амазонии и Оринокии (Dinámica multifuncional... 2020. P. 102).
С чагрой как типом интенсивного подсечно-огневого земледелия на ограниченной территории, позволявшим людям в Амазонии и Оринокии оставаться на одном месте длительное время, связана теория «чёрной земли» (terra preta; тёмный цвет почвы, в котором находились следы человеческой жизнедеятельности, свидетельствовал об огневом воздействии), сформулированная на рубеже 20–21 вв. Дж. Петерсеном, Э. Невисом и М. Хекенбергером (Unknown Amazon... 2001. P. 86–105).
Аналогом чагры в Мезоамерике является милпа.