Куриара
Куриа́ра (curiara; каноэ), парусная или гребная лодка у коренных народов Венесуэлы и Колумбии (Оринокия), выдолбленная из целого ствола дерева в форме челнока; значимый предмет бытовой культуры.
В 21 в. используется только для передвижений по рекам. Раньше на куриарах ходили по Карибскому морю (описания первых европейских путешественников; в Венесуэле: от побережья Арагуа до архипелага Лос-Рокес, от полуострова Пария до Малых Антильских островов, о. Тринидад). В штате Амазонас (Венесуэла) куриару также называют бонго (лодка больших размеров). Этимология слова «куриара» точно не известна, вероятно, оно соотносится со словом «кулиала» из карибских языков, также обозначающим каноэ.
В бассейне реки Ориноко и на озере Маракайбо куриара – основное средство навигации: используется для рыбалки и охоты, для транспортировки урожая с плантации (чагры, или конуко), для коротких поездок и длительных путешествий. Размер куриары варьируется в зависимости от её назначения: от 3 до 15 м в длину, от 60 до 100 см в ширину, толщина бортов – 3–5 см.
На небольшой куриаре передвигаются с помощью весла, сидя скрестив ноги на корме. Если куриара большая, дополнительный гребец находится на носу. Сегодня заднюю часть куриары часто завершают вертикальной плоской доской, на которой можно закрепить подвесной мотор.
Лучшими строителями куриар в Венесуэле считается народ екуана (макиритаре), проживающий в штатах Боливар и Амазонас. Самоназвание – екуана означает «люди куриары»: е – «дерево», ку – «вода», ана – «люди». Производство куриар имеет для екуана важное значение, поскольку их образ жизни и культурная самобытность тесно связаны с рекой и судоходством. У екуана есть мифологический сюжет о происхождении куриары. Глава общинного дома решил сделать свою первую куриару, но не знал, с чего начать. Тогда он сказал своей дочери: «Иди, отправь своего мужа Кадинью». Жена сказала мужу: «Отец просит тебя изготовить куриару». Кадинья с женой отправились в лес и нашли подходящее дерево, из которого можно было бы изготовить куриару. Срубив дерево, Кадинья превратился в термита и проник внутрь бревна. Так он поступал несколько дней. Свёкор решил проверить работу тестя. Прибыв на место, он был возмущён, что нашёл бревно без каких-либо выбоин. Он взял топор и начал выдалбливать внутреннюю часть будущей лодки. Свёкор не знал, что зять находится внутри бревна и случайно зарубил его. Кадинья, умирая, проклял своего тестя, сказав: «Ты долго будешь мучиться, чтобы сделать куриару». Свёкор же продолжил изготовление лодки. Первая и вторая попытки были неудачными, лодки получились плохими. Только с третьей попытки он сделал хорошую куриару, а также определил виды деревьев, из которых можно изготавливать подобные средства передвижения.
Изготовлением куриары занимаются мужчины. В определённое время года и суток (на закате; считается, что в безлунную ночь древесина будет без личинок и червей) в лесу подыскивается подходящее дерево [сейба (Ceiba), лавр (Laurus) и др.], ствол которого оценивается, не является ли он пустотелым или гнилым. Сначала срубленному дереву с помощью топора, мачете и тесла придают внешние формы будущей куриары. Затем выдалбливается внутренний объём. На завершающем этапе куриару кладут на жерди и разводят под ней костёр, обжигая внутренние и внешние поверхности на медленном огне; смолению она не подвергается. Борта куриары постепенно расширяют, используя для этого деревянные распорки и огонь. В готовую лодку устанавливают сиденья (поперечные жерди или доски), внешнюю поверхность тщательно шлифуют. Над бонго устраивают крышу (из пальмовых листьев) для защиты от солнца и дождя; скамьи для сидения могут располагаться вдоль бортов. Из леса готовую куриару волоком доставляют к реке. Вероятнее всего, когда куриара ещё использовалась для хождения по морю, она снабжалась парусом. Для передвижения по рекам парус не нужен.
У куриары нет киля, поэтому она неустойчива, требуется навык для управления ею. Перевозя грузы или большое количество людей, куриару часто перегружают; уровень воды не доходит до края бортов несколько сантиметров. В процессе эксплуатации борта часто наращивают досками, увеличивая грузоподъёмность. Воду, заполнившую куриару, выплёскивают, раскачивая лодку резкими продольными толчками вперёд-назад; также воду вычерпывают какой-либо ёмкостью. Если куриара долго не эксплуатируется, её вытаскивают на берег и переворачивают вверх дном.
Срок службы куриары составляет 3–5 лет, после чего её используют для стирки одежды, вымачивания клубней горького маниока, хранения сырой тёртой маниоковой массы или ферментированных напитков (масато), в качестве огорода (засыпают землёй, выращивают репчатый лук); части старой куриары используются при строительстве или ремонте других лодок.
Куриара присутствует на всех этапах жизни коренных жителей Венесуэлы и Колумбии (в Оринокии). С ней часто играют дети (учатся грести, ныряют с неё в реку). Традиция изготовления куриары существовала не у всех коренных народов бассейна Ориноко (хоти, яномама). Это ценный предмет в торгово-обменных отношениях как между коренными народами, так и в их сделках с креольским населением Венесуэлы и Колумбии. Популярность куриары объясняется простотой её изготовления, зарекомендовавшими себя навигационными качествами, а также дороговизной алюминиевых лодок, которые не может купить коренное и сельское креольское население Венесуэлы и Колумбии. В других регионах Южной Америки лодку, выдолбленную из целого ствола дерева, называют иначе (например, в Перу – чалупа).