Брианца Карлотта
Бриа́нца Карло́тта (Carlotta Brianza) (1867, Милан – 1930, Париж), итальянская артистка балета.
Ученица К. Блазиса. Окончив школу при театре «Ла Скала», стала ведущей танцовщицей этого театра. В 1887 г. вместе с Э. Чеккетти танцевала в театре «Эмпайр» в Лондоне. В том же году впервые выступила в Санкт-Петербурге в балете «Эксцельсиор» Р. Маренко (хореография Л. Манцотти, версия Чеккетти, театр «Аркадия»).
В 1888 г. танцевала в московском Большом театре [дебютировала в балете «Кипрская статуя» («Пигмалион») Ю. И. Трубецкого]. В 1889–1891 гг. в Мариинском театре. О её дебюте в балете «Гарлемский тюльпан» Б. А. Фитингоф-Шеля критик К. А. Скальковский писал: «Г-жа Брианца танцует легко, грациозно, щеголяет всякими хореографическими трудностями. Особенно удачны у неё двойные туры без поддержки кавалера и мелкие па. Если к этому прибавить, что г-жа Брианца красива собою, прекрасно сложена, держит себя на сцене непринуждённо, мимирует без шаржа, то понятно, что она имела на своём первом дебюте блестящий успех» (Скальковский. 2012. С. 268). «Г-жа Брианца, – добавлял А. А. Плещеев, – показала здесь силу носка, пластичность, быстроту и изящество. Двойные туры без помощи танцовщика и стремительное, как вихрь, кружение по всей сцене обличали в молодой балерине уверенность и смелость, не присущие русским танцовщицам. Г-жа Брианца проделывала все турдефорсы с математическою точностью, легко, чисто и элегантно» (Плещеев. 2009. С. 398–399).
Специально для итальянской виртуозки М. И. Петипа поставил балеты «Спящая красавица» П. И. Чайковского (партия Авроры) и «Калькабрино» Л. Минкуса (партия Мариетты).
На сценах Императорских театров Брианца также исполняла главные партии в балетах «Роксана, краса Черногории» Минкуса, «Коппелия» Л. Делиба, «Эсмеральда» и «Царь Кандавл» Ч. Пуньи и др.
Одна из звёзд итальянской школы, балерина в совершенстве владела мастерством классического танца. Обогатив новейшими достижениями танцевальной техники русскую традицию, в то же время испытала её влияние: мощный и техничный танец Брианцы приобрёл особую мягкость и драматическую выразительность. Позднее Скальковский вспоминал: «Брианца отличалась равновесием своего таланта, всё у ней было на своём месте: и красивая наружность, и грация, и выразительная мимика, и лёгкость, и молодость. Важным достоинством Брианцы служило и то, что она танцевала постоянно с огнём, живо и весело, точно наслаждаясь собственным искусством» (Скальковский. 1899. С. 163).
С 1895 г. прима-балерина театра «Ла Скала». Танцевала в Венеции, Брюсселе, Париже.
В последний раз вышла на сцену в 1921 г. в партии феи Карабос («Спящая красавица» Чайковского в постановке Б. Ф. Нижинской) во время гастролей труппы Русский балет Дягилева в Лондоне. Преподавала в Париже и Ницце.