Иосиф I (экзарх Болгарский)
Ио́сиф I (болг. Йосиф I; в миру Лазар Радев Йовчев) (5.5.1840, Калофер, Османская империя, ныне Болгария – 20.6.1915, София), экзарх Болгарский в 1877–1915 гг.
Ранние годы
Начальное образование получил в четырехклассной школе в Калофере, затем продолжил обучение в Константинополе (ныне Стамбул, Турция), сначала в греческой Большой народной школе, а в 1862–1864 гг. – во французском коллеже католического ордена лазаристов. На средства калоферской церковной общины и болгар из Калофера, проживавших в Константинополе, учился в Сорбонне: в 1864–1867 гг. – на философско-литературном факультете, в 1867–1870 гг. – на юридическом. После завершения образования работал в Центральном константинопольском торговом суде, но вскоре оставил службу и начал публиковаться на болгарском и французском языках в газетах «Македония» и «Право», а с 1871 г. был редактором журнала «Читалище».
В 1872 г. назначен главным экзархийским секретарём созданного в 1870 г. независимого от константинопольского патриарха Болгарского экзархата. Широкое образование, красноречие и понимание церковного вопроса были оценены первым Болгарским экзархом Анфимом I (Чалыковым). 23 сентября 1872 г. Лазар Йовчев по совету экзарха принял постриг с именем Иосиф, после чего за несколько месяцев прошёл все необходимые степени от иеродиакона и в сане архимандрита был назначен экзархийским протосингелом (помощником экзарха). Иосиф принимал активное участие в делах экзархата – решал административно-церковные вопросы, контактировал с посольствами европейских государств, публиковался во французских и болгарских газетах. С 1874 г. назначался в органы управления различными епархиями в болгарских землях, в 1876 г. рукоположен митрополитом Ловчанским.
На посту Болгарского экзарха
После вынужденной отставки Анфима I Иосиф 24 апреля 1877 г. смешанным советом, состоявшим из духовных и светских лиц, избран главой Болгарского экзархата – единственного законно признанного общенационального болгарского института. Вплоть до своей кончины он также оставался титулярным митрополитом Ловчанским. Вступив в должность экзарха, Иосиф смог отказаться от выполнения требований османского правительства издать распоряжения, внутренний смысл которых заключался в протесте экзархии против войны. Во время русско-турецкой войны 1877–1878 гг. Иосиф заботился о болгарах, оказавшихся в константинопольских тюрьмах.
Берлинский трактат 1878 г., заключённый после русско-турецкой войны 1877–1878 гг., согласно которому болгарские земли были разделены на Болгарское княжество и провинцию Восточная Румелия, также нарушил целостность сложившихся епархий с преобладающим болгарским населением, выведя из-под контроля Болгарского экзархата несколько областей – Северную Добруджу, Ниш, часть Беломорской и Адрианопольской Фракии, часть Родоп (по Сан-Стефанскому миру 1878), Македонию, Южную Фракию, Пирот. Румыния и Сербия, основываясь на православных канонах и традициях, в соответствии с которыми две православные церкви не могли сосуществовать в одном государстве, присоединили болгарские области – Северную Добруджу, Ниш и Пирот – к своим церковным структурам. Экзарх Иосиф сосредоточил своё внимание на управлении епархиями, оставшимися в составе Османской империи. Рассчитывая на проведение предписанных Берлинским конгрессом реформ в македонском и адрианопольском вилайетах и полагая необходимым защищать в них православное население, вопреки позиции Константинопольской патриархии и российского МИДа, настаивающих на переезде экзарха в Софию или Пловдив, остался в Константинополе.
В 1879 г. Иосиф посетил Софию, чтобы лично представиться первому болгарскому князю Александру I Баттенбергскому и ходатайствовать об обеспечении экзархату права пользования доходами от венчаний для осуществления культурно-духовной деятельности в османских православных провинциях. Разъяснительная работа с представителями европейской комиссии, собравшейся в Константинополе для выработки проекта реформ в Македонии, привела к внесению в него положения, обязывавшего османское правительство удовлетворить церковные и национальные права македоно-фракийских болгар, признанных султанским фирманом 1870 г. об образовании Болгарского экзархата. В 1888 г. султан объявил Иосифу, что он находит нужным и законным существование экзархии в Османской империи.
При активном участии Иосифа начался процесс восстановления болгарских епархий в империи: в Болгарский экзархат вошли Скопская и Охридская (1890), Неврокопская и Велосская (1894), Пелогонийская, Струмицкая и Дебрская епархии (1897). Население этих епархий составляло 1,2 млн болгар, в них были созданы 21 архиерейское наместничество, 20 церковно-училищных общин, 1180 храмов, 89 домовых церквей и 41 монастырь.
Благодаря экзарху Иосифу в православных провинциях Османской империи развивалось учебное дело. В 1882–1883 учебном году у болгар было 237 школ, 351 учитель и 16 063 ученика, а в 1899–1900 г. – 947 школ, 1 481 учитель и 47 874 ученика, семь средних учебных заведений: мужская и женская гимназии в Солуни (ныне Салоники, Греция); гимназии в Битоле (ныне Северная Македония) и в Адрианополе (ныне Эдирне, Турция), два педагогических училища в Скопье (ныне Северная Македония) и в Сер, духовная семинария в Константинополе. Он также построил в Константинополе железную церковь Святого Стефана, купил два дома для нужд экзархата, открыл больницу и устроил кладбище. После Второй Балканской войны (1913) границы экзархата значительно уменьшились, Иосиф перенёс кафедру в Софию.
Болгарский экзархат официально был институтом Османского государства, в то время как его финансовое содержание обеспечивало Княжество Болгария. Таким образом, даже формально болгарская церковь оказалась разделённой и зависящей как от болгарского правительства, так и от турецких властей. Эта ситуация осложняла деятельность и создавала серьёзную почву для конфликтов. Важной задачей Иосиф считал укрепление позиции экзарха как председателя Священного Синода, самостоятельности в отношениях с митрополитами болгарских епархий, стремился закрепить активную роль церкви, защищая церковную независимость от притязаний светского правительства. Так в начале 1880-х гг. возникла вынужденная практика назначения экзархом своего представителя в Софии, полномочия которого касались национально-политической стороны церковного вопроса – преимущественно отношения великих держав, османских властей и правительства в Софии к болгарскому церковно-национальному самоуправлению в Македонии и Фракии.
Прилагая главные заботы к упрочению экзархийской церкви в пределах Османской империи, Иосиф занимал совершенно чёткую позицию в вопросах дальнейшего политического и социокультурного развития Болгарии, которая отличалась консерватизмом и прагматизмом, выступал сторонником сильной государственной власти, призванной спасти единство болгарского народа и защитить его веру. Он не одобрял принятие Тырновской конституции 1879 г., считая её излишне демократичной для незрелого болгарского общества и допускавшей к управлению радикалов, был лоялен курсу политических полномочий Александра I Баттенбергского в период приостановки действия конституции (1881–1883). Князь в знак глубокого уважения наградил экзарха первым в Болгарии орденом Святого Александра 1-й степени (10 июня 1882), ранее вручённым лишь российскому императору Александру II. Экзарх одобрительно относился к объединительным процессам, но тем не менее осудил болгарских политиков, в 1885 г. поднявших восстание в г. Пловдив с целью включения Восточной Румелии в состав Болгарского княжества, действовавших без согласования с российской стороной. Их действия поставили под угрозу сохранение легитимности султанского фирмана от 1870 г. и успех утверждения экзархийского ведомства во Фракии и Македонии, поэтому Иосиф предоставил уверения османским властям в непричастности экзархата к перевороту.
Признание
Иосиф был не только архиереем, но и дипломатом, политиком и посредником между османскими, болгарскими и российскими властями и болгарским населением, за эту активную деятельность его называли «дипломатом в рясе». Награждён турецкими, болгарскими и российскими орденами: Османие 1-й степени, Меджидие 1-й степени, Святых Кирилла и Мефодия, Святой Анны 1-й степени. Стал первым почётным доктором Софийского университета (1902) и почётным членом Болгарской академии наук.
Завещал свои вклады в банках Болгарии, Великобритании, Австро-Венгрии и России и ценные облигации Священному Синоду Болгарской православной церкви, Болгарской академии наук. На его средства были учреждены фонды для стипендий ученикам духовных семинарий Софии и Пловдива, поддержки Болгарской академии наук, финансирования изданий о православной вере.
Похоронен в кафедральном храме Святой Недели в Софии. На центральной площади г. Ловеч установлен памятник Иосифу.