Польская православная церковь
По́льская правосла́вная це́рковь (ППЦ; Польская автокефальная православная церковь; Polski Autokefaliczny Kościół Prawosławny), поместная православная церковь в Польше. Занимает 13-е место в диптихе РПЦ. ППЦ объединяет православные приходы и монастыри на территории Польши. Кроме того, она имеет приходы в Бельгии, Бразилии и Португалии. Кафедра и кафедральный собор Святой Равноапостольной Марии Магдалины находятся в Варшаве. Предстоятель – митрополит Варшавский и всея Польши Савва (Грыцуняк), на кафедре с 31 мая 1998 г.
По состоянию на 2022 г. в ППЦ входят 6 епархий, 253 прихода, около 410 храмов, 10 епископов, 260 священнослужителей, около 100 монашествующих. Примерное число православных верующих – около 600 тыс. человек (наибольшее число православных в Польше составляют украинцы и лемки, вторая по численности группа – поляки, третья – белорусы).
Предыстория
Православная церковь в Польше имеет многовековую историю. Христианизация Малой Польши началась в конце 9 в., когда князь Великой Моравии Святополк (870/871 – 894) захватил земли польского племени вислян и крестил население завоёванных территорий. В 965 г. польский князь Мешко I женился на чешской княжне Добраве, а в 966 г. крестил Польшу, попавшую в юрисдикцию Римско-католической церкви.
В середине 14 в. земли Галицко-Волынского княжества были разделены между Польшей и Великим княжеством Литовским. Русское православное население перешло в подданство польского короля и великого князя литовского. На завоёванных землях было создано католическое архиепископство. Православное население этих земель вначале подчинялось Киевской митрополии, а с 1370 г. – воссозданной независимой Галицкой митрополии. В конце 14 в. официальной религией Великого княжества Литовского, бо́льшая часть населения которого до этого исповедовала православие, стал католицизм. В 14–16 вв. между Польшей и Литвой происходило политическое сближение, завершившееся Люблинской унией 1569 г., в результате которой было создано Польско-Литовское государство – Речь Посполита. В 1620 г. при поддержке запорожских казаков Феофан III, патриарх Иерусалимский, восстановил православную иерархию Киевской митрополии, которая была легализована в Речи Посполитой в начале 30-х гг. 17 в.
После русско-польских войн 1632–1634 и 1654–1667 гг., завершившихся «Вечным миром» 1686 г., Речь Посполита вернула Русскому государству Левобережную Украину и Смоленское воеводство. В 1686 г. Западнорусская митрополия с согласия Константинопольского патриарха Дионисия IV вошла в состав РПЦ. Однако с конца 17 в. в Речи Посполитой началось масштабное распространение Брестской унии, в результате чего в начале 18 в. осталась только одна православная епархия – Могилёвская, в пограничных с Россией белорусских землях. В 1691 и 1700 гг. в унию переходят Перемышльская и Львовская епархии, дольше других сохранявшие верность православию. Бо́льшая часть некогда православных епархий и монастырей Речи Посполитой оказалась в юрисдикции Русской униатской церкви, которую возглавляли митрополиты Киевские, Галицкие и всея Руси. Византийский обряд у униатов подвергся сильной латинизации. Бо́льшая часть украинского и белорусского населения была обращена в унию.
После 3-го раздела Речи Посполитой и вхождения части её территорий в состав Российской империи в 1795 г. православные приходы этих земель вошли в юрисдикцию РПЦ. Территории, включённые в состав России, вошли в юрисдикцию созданной в 1793 г. Минской епархии РПЦ.
В 1880-х гг. была проведена широкомасштабная православная миссионерская кампания против унии, в результате которой в православие перешли более 7 тыс. униатов. В начале 20 в. ситуация изменилась. По изданному в 1905 г. манифесту «Об укреплении начал веротерпимости» униаты, ранее причисленные к православной церкви, получили право вернуться в католичество.
С началом Первой мировой войны 1914–1918 гг. территории значительной части Царства Польского были оккупированы немецкими и австро-венгерскими войсками. Большинство православного духовенства и верующих этих земель вместе с российской администрацией были эвакуированы в глубь России в 1915 г. После окончания войны началось возвращение в Польшу из эвакуации населения, духовенства и епископата.
18 ноября 1923 г. митрополит Дионисий (Валединский), заручившись поддержкой Константинопольского патриарха Мелетия IV (Метаксакиса), уведомил патриарха Московского и всея Руси Тихона (Белавина), что воспринял «достоинство митрополита Варшавского и Волынского и всея Польши», и просил «благословить самостоятельное существование православной Церкви в Польском государстве». В ответном послании 5 (по другим данным, 6) июня 1924 г. патриарх Тихон выразил сомнение в правомочности подобного акта. 12 апреля 1924 г. православная церковь в Польше перешла на григорианский церковный календарь. Это вызвало протесты в православной среде, поэтому в августе того же года в отдельных храмах по просьбам верующих разрешили оставить старый стиль.
Польская православная церковь в 1924–1948 гг.
Не получив одобрения автокефалии со стороны РПЦ, митрополит Дионисий обратился с этой просьбой к Константинопольскому патриарху Григорию VII (1923–1924). 13 ноября 1924 г. патриарх Григорий VII подписал томос о признании автокефалии православной церкви в Польском государстве.
17 сентября 1925 г. митрополит Дионисий получил от делегации Константинопольской церкви томос о даровании автокефалии. В том же году официальным названием православной церкви в Польше стало «Польская автокефальная Православная Церковь». Заявление патриарха Тихона от 6 апреля 1925 г. о неканоничности автокефалии ППЦ было проигнорировано. Архиереи Русской православной церкви заграницей в первые годы воздерживались от сослужения с польскими иерархами, но в 1927 г., после разрыва отношений с митрополитом Сергием (Страгородским), согласились на сохранение с ними молитвенного общения, оставив при этом решение о признании ППЦ Константинопольской церкви.
Однако, несмотря на обещания властей, провозглашение автокефалии не способствовало улучшению положения ППЦ и изменению регулировавших её деятельность законов. В январе 1927 г. митрополит Дионисий объявил о созыве собора представителей духовенства и мирян для утверждения устава ППЦ. 26 марта 1927 г. собор, состоявшийся в Почаевской лавре, выпустил меморандум с требованием отменить «Временные правила» и нормализовать положение церкви, однако это не принесло желаемых результатов. В начале января 1930 г. очередной собор иерархов, представителей духовенства и верующих уполномочил митрополита Дионисия на переговоры с президентом Польши И. Мосьцицким, во время которых 10 января была достигнута договорённость о создании правительственно-церковной комиссии. Комиссия разработала положения о выборах участников соборов ППЦ и программу дальнейшей работы, но в последующие 5 лет её деятельность ограничилась лишь рассмотрением вопросов по духовному образованию, жизни приходов и духовенства.
Деятельность ППЦ осложняли и разделения верующих по национальному признаку, что прежде всего выражалось в требовании украинизации, в меньшей степени белоруссизации и полонизации ППЦ. В 1924 г. Синод разрешил использовать утвержденные им украинский, белорусский, польский и чешский переводы некоторых богослужебных последований в храмах, где этому способствовали местные условия.
На 1 апреля 1930 г. в ППЦ действовали 1,520 тыс. приходов, из них 1,307 тыс. штатных, 1,780 тыс. священнослужителей, в том числе 180 монашествующих. Общее число верующих составляло 3,630 млн человек (Праваслаӯны каляндар. 1930. C. 52–53). В 1931 г. в стране насчитывалось уже 3,8 млн православных (11,8 % от общего числа населения). В 1937 г. на Волыни началась принудительная передача местных православных общин в ведение Римско-католической церкви с целью полонизировать местное население приграничной полосы. В 1937–1939 гг. насильственными методами около 10 тыс. человек были возвращены в Римско-католическую церковь. С середины мая до середины июля 1938 г. согласно программе ревиндикации и полонизации населения, при содействии армии и полиции и привлечении рабочих бригад и даже заключенных были отняты или взорваны многие православные храмы.
18 ноября 1938 г. президент И. Мосьцицкий подписал декрет, регулирующий отношения Польского государства с ППЦ, получивший одобрение Синода, несмотря на то что ставил церковь почти в полное подчинение государству. Хотя декрет провозглашал выборный характер церковной власти, он предписывал согласовывать в государственных органах кандидатов на церковные должности всех уровней – от митрополита Варшавского до псаломщика. Официальным языком ППЦ объявлялся польский. На положение православия в Польше влиял и Ватикан, стремившийся обратить православных поляков в унию благодаря миссии монашеских орденов. Однако, несмотря на административное, материальное и психологические давление, православные смогли противостоять попыткам навязать унию.
По данным на 1 января 1939 г. православные составляли вторую по численности конфессию в Польше (около 4,2 млн человек) (Wiadomości Metropolii Prawosławnej w Polsce. 1939. № 3. S. 6–7; Urban. 1995. С. 12–13).
После начала Второй мировой войны 1939–1945 гг., в 1939 г. Виленская, Волынская, Гродненская и Полесская епархии были переданы в юрисдикцию Московской патриархии (почти 4 млн верующих, около 1,5 тыс. приходов). Территория Варшавско-Холмской епархии (около 300 тыс. верующих, 98 приходов) оказалась разделена между Германией и генерал-губернаторством. Из 10 архиереев ППЦ на оккупированной Германией территории остались лишь митрополит Дионисий и епископ Люблинский Тимофей (Шреттер). Последний был отстранён от дел и поселился в Яблочинском монастыре. В начале войны митрополит Дионисий призвал православных к «жертвенным подвигам и трудам Отечеству на пользу» [Вениамин (Гомартели), монах. Летопись церковных событий. 1939−1940 г // Русская линия. Дата публикации: 13 мая 2008], поэтому в октябре 1939 г. он был помещён оккупантами под домашний арест и вынужден передать свои полномочия митрополиту Берлинскому и Германскому Серафиму (Ляде). Митрополит Серафим отменил новый календарный стиль, восстановил ряд храмов и монастырь в селе Турковице, позволил священникам сохранить традиционный внешний вид и не брить бороды.
Однако после встречи с нацистским генералом-губернатором оккупированной Польши Г. М. Франком, 23 сентября 1940 г. митрополит Дионисий вернулся к управлению ППЦ. Генерал-губернатор планировал поставить митрополита главой Православной церкви на завоёванных Германией территориях СССР, поэтому Дионисий даже успел напечатать бланки с титулом «Смиренный Дионисий, Патриарх Московский и всея Руси», которые позднее были уничтожены. 30 сентября 1940 г. на оккупированных немцами польских землях были сформированы 3 епархии – Варшавско-Радомская, Холмско-Подлясская и Краковско-Лемковская, в последнюю в 1941 г. вошла область Галиция. В этот период митрополит Дионисий активно поддерживал украинизацию богослужения. После нападения Германии на СССР и оккупации Украины он благословил возрождение автокефальной Украинской церкви и назначил епископа Луцкого Поликарпа администратором на Украине с возведением в сан архиепископа. В апреле 1944 г. митрополит Дионисий был избран патриархом всея Украины. В последних числах июля того же года, из-за наступления Красной армии, митрополит Дионисий покинул Варшаву, передав управление ППЦ протопресвитеру Иоанну (Коваленко). Через несколько дней все православные епископы были эвакуированы в Словакию, кроме епископа Тимофея (Шреттера), который 22 июля прибыл в Люблин и встретил там советские части. Вскоре, как единственный православный епископ, находившийся на территории освобождённой Польши, он принял временное управление ППЦ.
Провозглашение автокефалии
По результатам 2-й мировой войны границы Польши и состав населения существенно изменились. Около 3,9 млн православных верующих оказались на территории СССР. В послевоенные годы, по соглашению между польскими и советскими властями, около 47 тыс. белорусов и около 482 тыс. украинцев были вынуждены покинуть страну. Число храмов сократилось с 1947 г. до 223, приходов – с 1979 г. до 169, церковных кладбищ – с 1965 г. до 234, размер земельных владений – до 3 тыс. га, количество священников – с 1725 г. до 190, дьяконов – с 206 до 25, псаломщиков – с 1593 г. до 169. Из всех обителей продолжал действовать только Яблочинский монастырь. Все духовные учебные заведения в военное время прекратили свою деятельность.
Весной 1945 г. епископ Тимофей переехал в Варшаву и посетил советское посольство, где выразил желание установить связь с патриархом Московским Алексием I (Симанским) «с целью ликвидации автокефалии Польской Православной Церкви и присоединения ее к Русской Православной Церкви» (Волокитина. 2008. С. 35). В связи с этим началась подготовка встречи епископа Тимофея и с Московским патриархом, которую планировали провести 20 мая 1945 г. Но после капитуляции Германии в Польшу вернулся митрополит Дионисий и был признан властями предстоятелем ППЦ, а вопрос о её воссоединении с РПЦ был отложен.
Деятельность церкви продолжала регулироваться положениями декрета от 1938 г. В 1946 г. в её составе были сформированы 3 епархии: Варшавская, Белостокская и Возвращённых земель, в которую вошли северная и западная территории, присоединённые к Польше после войны; в 1948 г. вместо этих епархий появились Варшавская, Белостокско-Гданьская и Лодзинско-Вроцлавская. Вскоре власти Польши стали обвинять митрополита Дионисия в сотрудничестве с оккупационными властями и в начале 1948 г. предложили ему уйти на покой. Митрополит Дионисий отказался, в результате чего власти поместили его под домашний арест. Совет министров Польши 6 апреля 1948 г. официально отстранил митрополита Дионисия от руководства ППЦ, выслав его в Яблочинский монастырь, а для управления церковью создал Временный совет в составе 7 человек во главе с архиепископом Тимофеем (Шреттером). Вопрос о предстоятеле ППЦ оставался открытым, поскольку польские власти считали кандидатуру архиепископа Тимофея политически ненадёжной.
Еще 29 января 1946 г. патриарх Алексий I напомнил о неканоническом провозглашении автокефалии Польской церкви. В ответном послании весной того же года митрополит Дионисий просил у РПЦ благословения «дочери, а ныне младшей и юной сестре-церкви Польской» (Государственный архив Российской Федерации. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 129. Л. 260–262.). После отстранения митрополита Дионисия, в июне 1948 г. в Москву прибыла польская церковная делегация во главе с архиепископом Тимофеем с посланием, в котором автокефалия, провозглашённая Константинопольским патриархом в 1924 г., признавалась неканонической, а также содержалась просьба о даровании этого статуса ППЦ Синодом РПЦ.
22 августа 1948 г. митрополит Дионисий обратился к патриарху Московскому Алексию с «искреннем покаянием во всех содеянных по отношению к Матери-Церкви прегрешениях» (Urban. 1993. С. 22), признанием канонической неполноты автокефалии Польской церкви, дарованной Константинопольским патриархом, и с просьбой принять его в общение с РПЦ. В ответ на это обращение Синод РПЦ 9 ноября принял постановление № 22 о возобновлении общения с митрополитом Дионисием, с сохранением за ним сана митрополита, но без титула «Блаженнейший», который тот носил с 1927 г. Однако митрополит Дионисий, после освобождения из-под домашнего ареста, заявил о восстановлении всех своих полномочий по управлению ППЦ. Также он выразил несогласие со снятием с него титула «Блаженнейший». В разъяснении по этому поводу, направленном 13 декабря, патриарх Алексий подтвердил решение о восстановлении общения с митрополитом Дионисием и подчеркнул, что отныне РПЦ «не вмешивается в дела братской автокефальной Церкви Польской и предоставляет ей самостоятельное устройство... как и свободное избрание главы» (Волокитина. 2008. С. 42). 30 апреля 1948 г. архиепископ Тимофей обратился к патриарху Алексию с просьбой аудиенции делегации ППЦ. При посредничестве польских и советских властей патриарх Алексий принял делегацию Временной управляющей коллегии в июне 1948 г. Представители Временной управляющей коллегии отреклись от неканонической автокефалии, полученной от Константинопольского патриарха Григория VII, а взамен получили благословение предстоятеля РПЦ на самостоятельность православной церкви в Польше согласно с требованиями канонического права. «Акт восстановления единства ППЦ с РПЦ и признания автокефалии» был принят Синодом РПЦ 22 июня 1948 г. (Акт о воссоединении Польской Православной Церкви с Русской Православной Церковью и даровании ей автокефалии. 1950. С. 44–45). Этот акт окончательно урегулировал канонический статус православной церкви в Польше. Митрополит Дионисий в «Акте восстановления единства...» упоминался как «отлучённый» от ППЦ. В возникшей ситуации митрополит Дионисий был вынужден отправить патриарху Алексию письмо, в котором выразил покаяние и просил восстановить каноническое общение с РПЦ. Синод РПЦ принял митрополита Дионисия в каноническое общение и позволил ему сохранить сан митрополита без титула «Блаженнейший», который мог принадлежать только предстоятелям поместных православных церквей. Митрополит Дионисий несколько раз пытался вернуться к предстоятельству ППЦ, но его попытки обращения ко Временной управляющей коллегии оказались безрезультатными. Митрополиту Дионисию в его попытках вернуться на митрополичью кафедру не помогла поддержка Константинопольского патриарха Афинагора и польского правительства в эмиграции. После обращения митрополита Дионисия Константинопольский патриарх Афинагор I (Спиру) подтвердил его права как предстоятеля ППЦ, а решение о даровании автокефалии Московской патриархией объявил неканоническим.
Польская православная церковь в 1948–2022 гг.
25 февраля 1948 г. митрополит Дионисий был арестован по обвинению в нарушении президентского декрета от 18 ноября 1938 г. Власти постановили, что митрополит нарушил присягу на верность Речи Посполитой (Польше) и дал декларацию верности представителю оккупационных властей. В возникшей ситуации в ответ на запрос Совета министров президент Польши Б. Берут отозвал данное митрополиту Дионисию согласие на осуществление последним функций предстоятеля ППЦ.
Для поставления законного предстоятеля церкви 19 апреля 1951 г. Архиерейский собор обратился к патриарху Московскому Алексию с просьбой «предоставления канонического разрешения лицу, состоящему в духовном сане, достойному занятия митрополичьей кафедры и поста Первого епископа и главы церкви, на переход в юрисдикцию ППЦ, лицу, в меру возможности, хорошо знакомому с своеобразным укладом церковно-религиозной жизни в Польше» (Постановление Святейшего Патриарха и Священного Синода 15 июня 1951 г. № 3). Таким кандидатом стал архиепископ Львовский и Тернопольский Макарий (Оксиюк), который 15 июня того же года получил благословение Синода РПЦ. 6 июля он был принят в юрисдикцию ППЦ и на следующий день стал её предстоятелем, получив титул митрополита Варшавского и всея Польши. 1 октября 1951 г. Константинопольский патриарх заявил об отказе признать митрополита Макария главой ППЦ, продолжая считать им митрополита Дионисия.
При участии властей митрополит Макарий провёл ряд преобразований. После его вынужденного ухода на покой по состоянию здоровья (8 декабря 1959) временным управляющим ППЦ вновь стал архиепископ Тимофей, а после смерти Макария (2 марта 1961) стал главой ППЦ. Однако его избрание вызвало протесты, поскольку оно состоялось по решению Архиерейского собора, а не специально созванного избирательного собора, как это предписывал устав ППЦ. Дискуссии вокруг его избрания продолжались до самой его кончины (20 мая 1962). В этот период из школьной программы были исключены религиозные предметы, поэтому в 1961 г. при приходах ППЦ началось открытие воскресных школ.
Три года роль местоблюстителя выполнял архиепископ Лодзинско-Познанский Георгий (Коренистов), который в силу своих антикоммунистических взглядов не получил поддержки властей для назначения на Варшавскую кафедру. Избрание нового предстоятеля затянулось в силу того, что для него требовалось участие как минимум 4 иерархов, в то время как в ППЦ насчитывалось всего 3 епископа, а власти не позволяли проводить новые хиротонии. В феврале 1965 г. состоялась хиротония епископа Люблинского Никанора (Неслуховского), а 26 мая того же года митрополитом Варшавским и всея Польши стал митрополит Стефан (Рудык). После его смерти в 1969 г. местоблюстителем вновь стал архиепископ Георгий.
С важными изменениями в ППЦ связано управление митрополита Василия (Дорошкевича), длившееся с 1970 по 1998 гг. Его усилиями были утверждены внутренний и приходской уставы, проведены различные административные и образовательные реформы. Социально-политические перемены, произошедшие в стране после 1981 г., повлияли на улучшение положения ППЦ: среди верующих увеличилось число молодёжи и представителей интеллигенции. В 1988 г. в ППЦ торжественно отметили 1000-летие Крещения Руси, в честь этого юбилея во многих приходах установили памятные кресты. В том же году Архиерейский собор принял в юрисдикцию ППЦ Аквилейскую епархию в Италии во главе с епископом Бруно (Веттораццо), после смерти которого в 1995 г. епархия была преобразована в деканат.
Общественно-политические реформы в Польше в 1989 г. позволили урегулировать правовое положение ППЦ, в которой в тот момент насчитывалось 250 приходов и 255 священнослужителей, а число верующих оценивалось приблизительно в 600 тыс. человек. Закон от 17 мая 1989 г. о гарантиях свободы совести и религии значительно расширил возможные сферы деятельности ППЦ. Закон об отношении государства к ППЦ, принятый сеймом 4 июля 1991 г., регулировал вопросы общественного богослужения, катехизации и духовного образования, военного духовенства и военной службы священнослужителей, пастырского служения, структуры и компетенций церковных организаций, благотворительности и опекунства, строительства храмов и содержания кладбищ, церковных СМИ и др. Церковь получила право на возвращение ранее отобранного земельного имущества в случае, если имела подтверждающие её права документы. Однако при реализации этого закона возникли разнообразные препятствия как со стороны властей, так и со стороны католической и протестантских церквей, прежде всего относительно церковного имущества. Широкий резонанс в прессе получили имущественные конфликты вокруг Супрасльского монастыря и нескольких кладбищ, а также поджоги православных храмов.
В августе 1990 г. в состав ППЦ в статусе автономной митрополии была принята т. н. Православная церковь Португалии, также имевшая приходы в Испании и Бразилии, которую возглавлял митрополит Лиссабонский Гавриил (Роша). В 2000 г. численность верующих митрополии оценивалась в 60 тыс. человек, в ней действовали 127 приходов и 7 монастырей. С 2001 г. митрополит Лиссабонский Иоанн (Рибейру) с большинством иерархов и священнослужителей (за исключением 2 епископов в Бразилии и нескольких приходов в Европе) вышел из юрисдикции ППЦ и провозгласил создание Кафолической православной церкви Португалии. В 2003 г. в ППЦ вошли приходы в Альгеро на Сардинии и в Аквилее (Италия).
15 марта 2014 г. Архиерейский собор отменил решение 1924 г. о введении нового (григорианского) стиля, но в некоторых приходах по благословению местного епископа мог продолжаться использоваться старый стиль.
В ноябре 2018 г. Архиерейский собор ППЦ запретил священнослужителям вступать в литургические и молитвенные контакты с представителями Православной церкви Украины.