Бестужев Михаил Александрович
Бесту́жев Михаи́л Алекса́ндрович [22.9(4.10).1800, Санкт-Петербург – 21.6(3.7).1871, Москва], участник движения декабристов, мемуарист, писатель, публицист, краевед, штабс-капитан (1825). Дворянин. Из рода Бестужевых. Сын А. Ф. Бестужева, брат Н. А. Бестужева и А. А. Бестужева. Окончил Морской кадетский корпус (1817).
Биография
Вместе с братом Николаем и Н. И. Гречем участвовал в плавании во Францию (1817), в котором, по его показанию на следствии, «заимствовал начало свободных мыслей» [Восстание декабристов (ВД). Т. 1. 1925. С. 481]. В 1817–1825 гг. состоял в 13-м флотском экипаже. В 1817–1819, 1822–1825 гг. служил в Кронштадте, в 1819–1821 гг. в Архангельске. Помогал своему другу капитан-лейтенанту К. П. Торсону при составлении проекта преобразования российского флота.
С 1824 г. член Северного общества (принят Торсоном). По совету брата Александра перешёл на службу в гвардию для содействия планам организации. Командир 3-й роты лейб-гвардии Московского полка (1825), отменил в ней телесные наказания, вследствие чего пользовался уважением и доверием солдат. Активный участник подготовки восстания на Сенатской площади 1825 г. Вместе с братом Александром и штабс-капитаном князем Д. А. Щепиным-Ростовским вывел на Сенатскую площадь солдат Московского полка. По данным следствия, при приближении военного генерал-губернатора Санкт-Петербурга графа М. А. Милорадовича к каре восставших и атаках на него кавалерии «с другими мятежниками командовал стрелять и возбуждал нижних чинов к неповиновению начальства» (ВД. Т. 1. С. 494); в мемуарах настаивал, что стремился удержать подчинённых от применения оружия. После открытия артиллерийского огня правительственными войсками неудачно пытался построить солдат Московского полка на льду Невы для захвата Петропавловской крепости. На следующий день после восстания, 15(27) декабря, добровольно явился в Зимний дворец, где был арестован и заключён в Петропавловскую крепость. На следствии вёл себя осторожно и сдержанно, старался приуменьшить собственную роль в тайном обществе и осведомлённость о его планах, а также не выдать товарищей. Во время заключения в Петропавловской крепости для связи с братом Николаем разработал специальный способ алфавитного перестукивания (т. н. тюремную азбуку), которая впоследствии использовалась политическими заключёнными в тюрьмах Российской империи в 19 – начале 20 вв.
Осуждён Верховным уголовным судом 1826 г. по 2 разряду и по конфирмации 10(22) июля 1826 г. приговорён к вечной каторге [22 августа (3 сентября) того же года срок каторжных работ был сокращён до 20 лет, 8(20) ноября 1832 – до 15 лет, 14(26) декабря 1835 – до 13 лет]; лишён чинов и дворянства. В 1826–1827 гг. содержался в Шлиссельбургской крепости. В 1827–1830 гг. отбывал каторгу в Читинском остроге (ныне г. Чита), в 1830–1839 гг. в Петровском Заводе (ныне г. Петровск-Забайкальский) в Иркутской губернии. В 1839–1856 гг. находился на поселении (до 1855 с братом Николаем) в г. Селенгинске (ныне рабочий посёлок Новоселенгинск, Республика Бурятия). На поселении занимался овцеводством, в начале 1840-х гг. участвовал в неудачной попытке организации Селенгинской промышленной компании тонкорунного овцеводства. Вместе с братом Николаем и К. П. Торсоном обучал грамоте и ремёслам купеческих и крестьянских детей.
На каторге и на поселении овладел рядом ремёсел (слесарным, токарным, золотых дел и др.). Совместно с братом Николаем изобрёл новый вид экипажа с заменой рессор на упругие деревянные бруски («бестужевки», или «сидейки»), впоследствии активно занимался его изготовлением и распространением.
Восстановлен в прежних правах по амнистии 26 августа (7 сентября) 1856 г. В 1857 г. по предложению компании иркутских купцов руководил сплавом их барж по Амуру. До 1867 г. оставался в Селенгинске, хотя 22 апреля (4 мая) 1862 г. получил разрешение проживать в Москве. В 1860-х гг. был сотрудником «Кяхтинского листка» – одной из первых частных газет Забайкалья. После смерти в 1867 г. жены, М. Н. Бестужевой (урождённой Селивановой), переехал в Москву.
Литературные и краеведческие труды
Автор заметок и повестей на морскую тематику (сохранились лишь незначительные рукописные фрагменты). К годовщине 14 декабря (около 1830) написал песню «Что ни ветр шумит…» (на мотив народной песни «Уж как пал туман…»), посвящённую восстанию Черниговского полка и трагической судьбе С. И. Муравьёва-Апостола.
В «Дневнике путешествия нашего из Читы в Петровский Завод» (1830, основан на записях В. И. Штейнгейля) описывал перевод ссыльных декабристов из Читинского острога в Петровский Завод, дал краткие зарисовки местной природы и повседневной жизни местного населения (в том числе бурят).
Занимался изучением Забайкалья и Приамурья. В 1857 г. в дневнике и путевых письмах во время сплава по Амуру делал подробные зарисовки природы Приамурья. Изучал буддийские верования бурят, написал трактат о буддизме [не сохранился; использовался архиепископом Иркутским Нилом (Исаковичем) при подготовке сочинения «Буддизм, рассматриваемый в отношении к последователям его, обитающим в Сибири» (1858)].
В 1860 г. через сестру Елену Александровну установил контакт с М. И. Семевским; в форме письменных и устных ответов на его вопросы в 1860–1870-х гг. оставил ряд мемуарных свидетельств. В 1860–1869 гг. по инициативе Семевского также работал над текстом собственно воспоминаний, которые озаглавил «Мои тюрьмы» (в подражание мемуарам «Мои темницы» С. Пеллико); успел закончить лишь мемуарные очерки «14 декабря 1825 года», «Азбука» [к ним примыкает отрывок «Братья Бестужевы» (1869), также представляющий собой письменные ответы на вопросы Семевского]. В мемуарах сообщал уникальные сведения об истории своей семьи (особенно о жизни братьев, Александра и Николая), подготовке и ходе восстания на Сенатской площади 14(26) декабря 1825 г., следствии над декабристами, их жизни на каторге и на поселении, быте и нравах населения Забайкалья. Описывал вооружённое выступление декабристов как акт гражданского мужества, потерпевший неудачу из-за предательства А. И. Якубовича и пассивной тактики повстанцев. Подробно описывал поведение народа на Сенатской площади, высказывал мысль, что его участие могло изменить итог восстания; в ходе дальнейшего повествования уделял большое внимание положению представителей низших сословий (в отличие от других мемуаристов-декабристов). По мнению ряда исследователей, мемуары Бестужева обладают достаточно высокой степенью достоверности, но в то же время не лишены художественного вымысла и ретроспективного взгляда автора на события (Азадовский. 1951. С. 654–656; Эдельман. 2010. С. 339–340).
В примечании к письму И. И. Горбачевского от 12(24) июля 1861 г. (позднее получило название «Казнь Рылеева») утверждал, что лидер Северного общества героически вёл себя перед смертью.
Публикация мемуарного наследия Бестужева началась с заметок «Детство и юность А. А. Бестужева (Марлинского). 1797–1818» (Русское слово. 1860. № 12); полностью мемуарный комплекс был опубликован в 1917 г. (варианты, уточнённые по архивным оригиналам, в 1931 и 1951).
В мемуарах и переписке (среди адресатов – мать Прасковья Михайловна, сёстры Елена, Ольга и Мария, В. И. Штейнгейль, М. И. Семевский и др.) критиковал самодержавный строй за жестокость и неэффективность бюрократической системы управления. В 1862 г. в форме письма к сестре Елене Александровне опубликовал публицистический очерк «Поездка в Кяхту» (Кяхтинский листок. 1862. № 6), в котором, одобрительно оценивая развитие городского благоустройства и просвещения, подвергал едкой критике нравы местного общества, столичной и региональной бюрократии.
Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.