Бестужев Александр Федосеевич
Бесту́жев Алекса́ндр Федосе́евич [24.11(5.12).1761–20.3(1.4).1810, Санкт-Петербург], просветитель, педагог, коллекционер, статский советник (1802). Дворянин. Из рода Бестужевых. Отец Н. А. Бестужева, А. А. Бестужева и М. А. Бестужева. Окончил Греческую гимназию при Артиллерийском и инженерном кадетском корпусе (1779).
Биография
В 1779–1788 гг. преподавал в Артиллерийском и инженерном кадетском корпусе. Участвовал в русско-шведской войне 1788–1790 гг. в артиллерии Балтийского флота, тяжело ранен в Гогландском сражении 1788 г., полгода находился на излечении на острове Сескар. Участник Красногорского сражения 1790 г. и Выборгского сражения 1790 г. В 1792 г. закончил службу во флоте.
В 1797 г. по прошению уволен к статским делам. Член Экспедиции мраморной ломки и прииска в Пермской губернии цветных камней (1800–1805). В 1800–1810 гг. правитель канцелярии графа А. С. Строганова. По воспоминаниям сына Николая, значительную роль в этом назначении сыграл близкий друг А. Ф. Бестужева, начальник Артиллерийской экспедиции и крупный коллекционер генерал-лейтенант А. И. Корсаков. По его же сведениям, А. Ф. Бестужев некоторое время исполнял должность конференц-секретаря при Академии художеств (Бестужев. 2003. С. 583). В связи со строительством Казанского собора выступил инициатором создания бронзолитейных мастерских (1804) и Литейного двора (1805) при Академии. Впоследствии управлял этими учреждениями, для выполнения эскизов к работам привлёк ряд выдающихся российских скульпторов – И. П. Мартоса, И. П. Прокофьева, С. С. Пименова, В. И. Демут-Малиновского, Ф. Ф. Щедрина (Декабристы-литераторы. [Т.] 2, кн. 2. Москва, 1956. С. 21).
Выступал сторонником развития отечественной промышленности и отказа от привозных изделий. По свидетельству сына Михаила, сумел прекратить злоупотребления на Екатеринбургской гранильной фабрике, ввёл «строгую отчётность» и значительно улучшил качество выпускаемой продукции (Воспоминания Бестужевых. 2005. С. 206).
Обладал обширным кругом знакомств в среде деятелей науки, литературы и искусства; в число его близких друзей входили И. П. Пнин, М. И. Козловский, В. Л. Боровиковский (написал портреты Бестужева и его супруги), А. И. Корсаков, Н. Я. Озерецковский. Дом Бестужева в конце 18 – начале 19 вв. являлся одним из культурных центров Санкт-Петербурга (Кочеткова. 1988. С. 87).
Собрал значительную коллекцию минералов, картин, эстампов, моделей крепостей, архитектурных памятников и др. Владелец обширной библиотеки, включавшей книги на различных иностранных языках (Кочеткова. 1988. С. 87). Оказал большое влияние на формирование литературных, художественных вкусов и гражданской позиции своих сыновей.
Издательская и просветительская деятельность
В 1797 г. завершил трактат «О воспитании», который летом того же года преподнёс великому князю Александру Павловичу (будущему императору Александру I). Он был опубликован в «Санкт-Петербургском журнале» (1798, ч. 1–4; в этой публикации использовалось также название «О воспитании военном относительно благородного юношества»); в 1803 г. опубликован в переработанном виде под названием «Опыт военного воспитания относительно благородного юношества» (в этом варианте отсутствовали в частности глава «О благородстве», содержавшая выпады Бестужева против гордости дворян своим происхождением; рассуждения автора о трёх формах правления); в 1807 г. вновь переиздан под названием «Правила военного воспитания относительно благороднаго юношества и наставления для офицеров, военной службе себя посвятивших». По мнению С. М. Бородина, данный труд частично был написан И. П. Пниным.
В трактате Бестужев развивал педагогические принципы в духе идей Просвещения, в том числе используя выдержки дидактического характера из зарубежной литературы разных эпох. Высказывал мысль, что воспитание способствует раскрытию качеств, заложенных в человеке природой, формированию нравственности и мировоззрения личности; ставил вопрос о важности полноценного женского образования. Критиковал частное воспитание, полагая, что в дворянских семьях оно ведёт к развращению детей, а в «простом народе» – к отсутствию представлений «о добродетели», «об отечестве», «о нравах» (Бестужев. 1966. С. 93). В этой связи отдавал приоритет общественному воспитанию, на исторических примерах обосновывая его связь с благополучием государства и общества, степенью сплочённости его членов, принадлежащих к разным сословиям. Вслед за Ш. Л. Монтескьё выделял три формы правления – деспотизм, монархию и республику, из которых в деле общественного воспитания высказывал предпочтение монархии, «где государь есть отец, а подданные его суть дети» (Бестужев. 1966. С. 95). Полагал, что истинное благородство дворянина означает не знатность происхождения, а «величие души, хотение твёрдое и постоянное блюсти священные права пекущегося об нём и награждающего его государя и отечества» (Бестужев. 1966. С. 106–107). Выдвинул проект создания закрытых учебных заведений для воспитания «воинов» и «граждан» (Бестужев. 1966. С. 107), в которых допускал обучение лиц из разных сословий. По мысли Бестужева, условиями успешного образовательного процесса являлись одновременное обучение наукам и воспитание нравственных качеств обучающихся, что должно было достигаться с помощью талантливых и справедливых «наставников», определяемых на эту должность исключительно «по личным достоинствам» (Бестужев. 1966. С. 117). Под «нравственным воспитанием» понимал создание наиболее благоприятных обстоятельств для самовыражения личности на «пользу общества» (Бестужев. 1966. С. 124), для достижения чего предполагал введение должности «нравственного надзирателя», который должен был зачитывать воспитанникам «наставления» и проводить с ними «нравственные разговоры» (Бестужев. 1966. С. 129–143). Не меньшее значение придавал роли личного примера, подаваемого наставниками воспитанникам, и чтению последними нравоучительной литературы. Считал необходимым поощрять «дух благородного соревнования» между обучающимися (Бестужев. 1966. С. 155), выступал против телесных наказаний. Разработал план последовательного обучения сроком на четырнадцать лет с учётом процесса умственного и психического развития ребёнка. Отстаивал принцип наглядности, тесную связь теории с практикой в процессе обучения; отмечал важность эстетического воспитания. Данная система должна была способствовать формированию гармонично развитой личности, обладавшей обширными знаниями, чувством собственного достоинства, патриотизмом, самодисциплиной, стремлением к общественному благу, человеколюбием, твёрдыми моральными устоями. Во Введении к изданию 1803 г. осуждал пренебрежение российского дворянства ко всему русскому.
По инициативе великого князя Александра Павловича и его молодых соратников (Н. Н. Новосильцова, графа П. А. Строганова, князя А. Е. Чарторыйского) совместно с И. П. Пниным в 1798 г. издавал «Санкт-Петербургский журнал». Журнал пользовался материальной поддержкой великого князя (на его издание была выделена сумма, впоследствии превращённая в пенсион Бестужеву: Кочеткова. 1988. С. 87). Издатели печатного органа осознанно заявляли о позиции общественного служения, избегая «развлекательного» жанра. Значительную часть публикуемых материалов составляли переводы трудов зарубежных философов и экономистов (в том числе материалистов) – Гольбаха, П. Верри и других, выполненные под руководством Бестужева, что являлось реализацией плана Александра Павловича и его друзей о широком распространении трудов европейских просветителей на русском языке для подготовки общества к предстоявшим преобразованиям. На страницах «Санкт-Петербургского журнала» также были частично опубликованы предсмертные мемуары Д. И. Фонвизина «Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях» и его письма к графу Н. И. Панину, в которых давалась резкая критика положения во Франции накануне Французской революции 18 в. Издание журнала было прекращено из-за ухудшения отношений между Александром Павловичем и императором Павлом I (Сафонов. 1988. С. 48–52, 57–58).
В 1807 г. анонимно выпустил хрестоматию «Учение, нравственность и правила честного человека держащия в себе: собрание разсуждений и разныя наставления, взятыя из древних и нынешних писателей, служащия к распространению, как духовных, так и гражданских добродетелей, для каждаго возраста людей и состояния», включавшую выполненные им переводы фрагментов произведений преимущественно философско-дидактического характера (например, Конфуция или Феогнида Мегарского). В книгу также вошёл прозаический перевод элегии Т. Грея «Сельское кладбище» (Кочеткова. 1988. С. 88; Любжин. 2007. С. 207–209).
Награждён орденами Святой Анны 3-й степени (1797), Святого Владимира 4-й степени (1807).
Был женат (с 1791) на уроженке Нарвы мещанке Прасковье Михайловне, урождённой Петровой [1775–27.10(8.11).1846].
Похоронен на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге.