Пратитьясамутпада
Пратитьясамутпа́да (санскр. प्रतीत्यसमुत्पाद, пали पटिच्चसमुप्पाद; буквально – совместное возникновение условий), в буддизме – совместное действие многообразных условий-причин, определяющих возникновение, пребывание, невозникновение или прекращение того или иного явления. Так, согласно буддийской концепции, «причиной» растения оказывается не только само семя, но и целая совокупность разнородных условий, при которых оно может взойти, созреть и дать плоды (образ, полемически направленный против брахманистской концепции причинности, согласно которой растение просто и непосредственно вырастает из семени). Классические формулировки пратитьясамутпады, часто встречающиеся в палийском каноне: «Если есть то, значит, есть и это», «Если нет этого, значит, нет и того»; «Когда есть это, то есть и то, если возникает это, то возникает и то, если это исчезает, то исчезает и то».
В доктринальном плане пратитьясамутпада связана с попыткой определить причины страдания (вторая «благородная истина» Будды) и способы их устранения (третья и четвёртая «благородные истины»). Классический список этой «машины обусловливания» включает 12 нидан (звеньев): 1) неведение (авидья – незнание четырёх благородных истин) обусловливает 2) формирующие факторы (санскара), они вызывают к жизни 3) различающее сознание (виджняна), которое определяет характер 4) нама-рупы, физическая и психическая облика человека, нама-рупа способствует формированию 5) шести сфер познания: видимого, слышимого, осязаемого, обоняемого, ощущаемого на вкус и воспринимаемого умом (манасом). Затем происходит 6) контакт органов чувств и объектов, обусловливающий возникновение 7) ощущения (ведана), оно вызывает 8) жажду (тришна), которая способствует 9) присвоению (упадана) объектов чувств и мыслей, приводящему к жажде вечного существования (бхава), что приводит к 10) перерождению. А всякое рождение неизбежно влечёт за собой 11) старость и 12) смерть.
Пратитьясамутпада носит безличный характер, её цикличность не предполагает ни первых, ни последних звеньев, и акцент в ней ставится не на связи между отдельными ставшими сущностями, но на определённом течении событий.