Термины

Асимметричная функция ценности Канемана – Тверски

Асимметри́чная фу́нкция це́нности Ка́немана – Тве́рски, модель, отражающая центральную идею , разработанной в 1970-х гг. в русле и в качестве развития теории отношения к .

По словам нобелевского лауреата 2017 г. , продолжающего научные исследования на базе идей Канемана и Тверски, «теория перспектив призвана была стать моделью, прогнозирующей реальные решения, принимаемые реальными людьми» ( С. 40–41).

Такого рода решения в теории перспектив выводятся из следующих наблюдений:

  1. Людям свойственно замечать абсолютные, а не относительные изменения различных величин, в том числе и . Человек, зарабатывающий 80 тыс. руб. в месяц и получивший премию в 5 тыс. руб., едва ли будет оценивать относительную величину прироста своего дохода, но он заметит его абсолютный прирост.

  2. Людям присуща убывающая чувствительность в отношении изменения статус-кво. Человек скорее согласится потратить 20 минут на поход в магазин на соседней улице ради того, чтобы получить скидку в 10 руб. при покупке пакета молока, который стоит 100 руб., чем получить ту же скидку при покупке новых ботинок, которые стоят 5 тыс. руб.

  3. Люди избегают риска, стремясь к получению , но склонны к риску, стремясь избежать . Это свойство человеческой натуры известно как «неприятие потерь»: потери психологически ощущаются сильнее, чем эквивалентный выигрыш. Ричард Талер проиллюстрировал «неприятие потерь» с помощью описания эксперимента (в квадратных скобках приведена доля респондентов, выбравших ответ):

Ситуация 1. Представьте, что Вы стали богаче на 300 долларов по сравнению с сегодняшним днем. У Вас есть выбор:

А. Получить сразу 100 долл.

[72 %];

В. Воспользоваться шансом выиграть 200 долларов с 50 % и ничего не потерять с вероятностью 50 % 

[28 %].

Ситуация 2. Представьте, что Вы стали богаче на 500 долларов по сравнению с сегодняшним днем. У Вас есть выбор:

А. Потерять сразу 100 долл.

[36 %];

В. Рискнуть потерять 200 долл. с вероятностью 50 % и остаться при своих деньгах с вероятностью 50 %

[64 %].

В обоих вариантах ожидаемое значение богатства равно 400 долл. Однако доли респондентов, выбравших разные варианты, существенно различаются.

«Причина, по которой люди стремятся к риску, зная, что потерпят убытки, опирается на ту же логику, что и причина, по которой они стремятся избежать риска для получения прибыли. В ситуации 2 потеря второй сотни долларов ощущается менее болезненно, чем потеря первой сотни, поэтому респонденты готовы рискнуть потерять больше, чтобы обрести шанс свести убытки к нулю», – объясняет результаты эксперимента Р. Талер ( С. 45).

S-образная функция ценностиРис. 1. S-образная функция ценности. Архив БРЭ.Концептуальную идею теории перспектив передает S-образная функция ценности (рис. 1). Верхняя часть этой кривой повторяет вид функции несклонного к риску индивида, отражая убывающую получаемого дохода (ось I – «выигрыши»). Например, выигрыш первых 10 руб. будет воспринят индивидом через большее увеличение полезности, чем выигрыш той же суммы в интервале от 1500 до 1510 руб. Её нижняя часть повторяет вид функции полезности склонного к риску индивида, отражая убывающую величину снижения предельной полезности в результате потерь дохода (ось I – «потери»). Например, потеря первых 10 руб. будет воспринята индивидом через бо́льшее снижение полезности, чем потеря той же суммы в интервале от 1500 до 1510 руб.

Таким образом, S-образная функция ценности иллюстрирует идею о том, что индивиду свойственна убывающая чувствительность в отношении как роста, так и потери дохода. При этом вогнутость её верхнего участка указывает на стремление индивида избегать риска ради роста дохода, а выпуклость нижнего участка свидетельствует о склонности к риску в случае, когда ему предоставляется возможность снизить потери. «В этой S-образной кривой сосредоточена величайшая мудрость о человеческой натуре», – так Р. Талер отозвался о ней, оценивая эту функцию как «локомотив» теории перспектив ( С. 43).

  • Микроэкономическая теория
  • Микроэкономические модели
  • Поведенческая экономика
  • Потребительский выбор
  • Потребительский спрос
  • Психологические концепции
  • Теория спроса