Теория перспектив Канемана и Тверски
Тео́рия перспекти́в Ка́немана и Тве́рски (англ. prospect theory), описательная теория в психологии принятия решений и поведенческой экономике, предложенная в качестве альтернативы нормативной теории ожидаемой полезности (Von Neumann. 1953) для объяснения отклонений от рациональности в процессе принятия решений в условиях риска.
К таким отклонениям от рациональности Д. Канеман и А. Тверски отнесли эффекты достоверности, изоляции и отражения (Kahneman. 1979). Эффект достоверности приводит к тому, что люди предпочитают альтернативы, связанные с большей надёжностью, нежели с максимизацией полезности (т. е. из двух данных альтернатив будет выбрана та, что гарантирует меньший выигрыш, но с большей вероятностью его получения). Эффект изоляции состоит в том, что люди игнорируют информацию о сходстве альтернатив, среди которых совершается выбор, что, в свою очередь, приводит к фрейминг-эффекту (зависимости предпочтений от формата предъявления информации). В то время как эффект отражения заключается в том, что люди склонны к риску в ситуации выбора между разными вариантами потерь, но не склонны к нему в ситуации выбора между альтернативами, связанными с приобретениями.
В теории перспектив процесс принятия решений делится на две стадии: стадию «редактирования» и стадию оценки. На первой стадии происходит реорганизация и переформулирование информации об альтернативах для облегчения последующей оценки. Предполагается, что для этого на первом этапе человек использует определённый набор мыслительных операций: кодирование, объединение, сегрегация, сокращение, упрощение и обнаружение доминант.
Кодирование необходимо для того, чтобы представить потенциальные исходы с точки зрения выигрышей или потерь относительно актуальной для человека нейтральной точки отсчёта. Объединение позволяет сократить количество подобных альтернатив. Сегрегация направлена на реорганизацию информации об альтернативах с несколькими исходами, у каждого из которых своя вероятность. Сокращение требуется для того, чтобы выделить общий компонент в описании различных альтернатив и не принимать его во внимание. Упрощение приводит к округлению значений вероятностей исходов. Обнаружение доминант допускает поиск сильно отличающихся альтернатив, которые отвергаются и не участвуют в дальнейшей оценке.
Второй этап принятия решения, предполагающий оценку, опирается на нелинейную функцию ценности (см. рис.), обладающей тремя важными характеристиками (Edwards. 1996):
Значения этой кривой определяются как отклонения от референтной точки в сторону выигрыша (положительные) или в сторону проигрыша (отрицательные).
Функция имеет как правило вогнутую форму для выигрышей и выпуклую – для проигрышей.
Функция является более крутой для проигрышей, чем для выигрышей.
Данная теория позволяет объяснить большое количество эффектов, в частности фрейминг-эффект (различие в предпочитаемости альтернатив в зависимости от того, как они описаны – в категориях выигрыша или проигрыша) и связанный с ним эффект избегания потерь (предполагающий, что люди больше субъективно теряют в случае проигрыша в 100 долл., чем субъективно приобретают в случае выигрыша в 100 долл.).
Впоследствии авторы предложили новую версию этой теории перспектив, получившую название кумулятивной теории перспектив.