Арджа Ринпоче
А́рджа Ринпоче́, Арджа Лосанг Тубден Джигме Гьяцо (тибет. ཨ་ཀྱཱ་རིན་པོ་ཆེ, ཨ་ཀྱཱ་ཧོ་ཐོག་ཐུ་ བློ་བཟང་ཐུབ་བསྟན་ འཇིགས་མེད་རྒྱ་མཚོ་, кит. 阿嘉呼图克图·洛桑图旦·久美嘉措, пиньинь ājiāhūtúkètú luòsāngtúdàn jiǔměijiācuò) (род. 1950, местность Оллонор, ныне уезд Хайянь, Хайбэй-Тибетский автономный округ, провинция Цинхай, КНР), один из важнейших религиозных деятелей школы гелугпа тибетского буддизма, ранее настоятель тибетского монастыря Кумбум, считается реинкарнацией отца-основателя школы гелугпа – Цонкапы. В 1998 г. бежал из Китая в США после того, как китайские власти пытались назначить его учителем молодого Панчен-ламы XI. С 2006 г. директор Тибетско-монгольского культурного центра в Блумингтоне (США).
Ранние годы
Родился в степной местности Оллонор в Амдо, в районе озера Кукунор в северо-западной провинции Цинхай, где наряду с тибетцами проживали монголы-хошуты – потомки Гуши-хана (1582–1654). Ныне их численность составляет около 100 тыс. человек (1,77 %, по данным всекитайской переписи 2010). Арджа Ринпоче родился в юрте в хошутском племени под названием бэйс, которое, несмотря на свою малочисленность, сохранило свой язык и культурную идентичность. Обучался в школе на китайском языке и в буддийском монастыре на тибетском языке, также владеет монгольским языком.
Когда Арджа Ринпоче исполнилось 2 года, поисковая группа Кумбума признала в нём переродившегося настоятеля монастыря и привезла его в Кумбум на воспитание. С младенчества он был окружён вниманием наставников и преклонением верующего населения.
Арджа Ринпоче в годы «Большого скачка» и «Культурной революции»
Когда Арджа Ринпоче было 8 лет, в КНР началась кампания «Большого скачка» (1958–1960). В октябре 1958 г. в Кумбуме в рамках религиозной реформы были арестованы более 500 человек, в том числе все наставники, управляющие, секретари и слуги резиденции Арджа Ринпоче. С тех пор 8-летний мальчик, опираясь на добровольную помощь монаха по прозвищу Джамага, начал самостоятельную жизнь в социалистическом Китае.
Религиозная реформа в Кумбуме проходила в ходе т. н. демократических реформ, в результате которых национальные регионы КНР, согласно официальной пропаганде, совершили «прыжок из феодализма в социализм». Реформы проходили в условиях развития культа личности Мао Цзэдуна. Местная автономия стала прикрытием власти армии и партийных органов, аграрная реформа разрушила традиционный способ производства, а в ходе реформы буддийской сангхи была уничтожена её главенствующая роль в экономике и обществе Тибета. В результате были разрушены тысячи буддийских монастырей. Методы проведения преобразований вызвали серию вооружённых восстаний в Тибете: в 1958 г. – в Амдо, в 1959 г. – в Лхасе, после чего Далай-лама XIV, его окружение и последователи бежали в Индию.
Во время кризиса и голода, разразившегося в результате преобразований, всё племя бэйс было репрессировано и перемещено из степи Оллонор в горы Циляньшань. Отец Арджа Ринпоче был арестован и погиб при невыясненных обстоятельствах. Степь Оллонор стала базой для разработки ядерного оружия. Монастырь Кумбум перестал быть местом проведения религиозных церемоний. Монахи работали в поле, многие оставили обеты и женились. Для Арджа Ринпоче реформы обернулись и некоторым положительным опытом: 4 года он проучился в китайской школе, а потом, в период послаблений после «Большого скачка», осваивал религиозные предметы в монастыре Ташилунпо.
Последующие 8 лет жизни Арджа Ринпоче пришлись на «Культурную революцию» 1966–1976 гг. и стали для него опытом выживания. Его наставник – Панчен-лама X – был посажен в тюрьму, мать и семья брата подверглись гонениям хунвейбинов, родные дядья находились в заключении. Сам Арджа Ринпоче и его друг – Серток Ринпоче, оба тулку высочайшего ранга, занимались физическим трудом, а также стали свидетелями разрушения их родного монастыря Кумбум хунвейбинами.
Арджа Ринпоче в правление Дэн Сяопина
После проведения 3-го пленума 11-го созыва Коммунистической партии Китая (1978) в КНР начались крупномасштабные изменения во всех сферах общественной жизни, в том числе в религиозной и культурной. Произошла либерализация политики в отношении национальных меньшинств. Из заключения вернулись учителя и родственники Арджа Ринпоче. В октябре 1977 г. вышел из тюрьмы Панчен-лама X. Постепенная нормализация обстановки позволили Арджа Ринпоче и Серток Ринпоче стать стажёрами в Цинхайском институте национальностей в г. Синин и возобновить свою религиозную деятельность в качестве ринпоче.
В те годы возобновился китайско-тибетский диалог: Дэн Сяопин предложил Далай-ламе XIV вернуться в КНР и начать переговоры о статусе Тибета. С 1979 г. Тибет посетили 4 делегации Далай-ламы. В 1982 г. его представители посетили монастырь Кумбум, и Арджа Ринпоче был ответственным за приём делегации. Переговоры в конце концов зашли в тупик, и обсуждавшийся вопрос о визите Далай-ламы в 1985 г. отпал.
В 1987 г. Далай-лама выступил в Конгрессе США и обвинил Китай в нарушении прав человека в Тибете. После его выступления в Лхасе произошла антикитайская демонстрация, которую власти жёстко подавили. Арджа Ринпоче входил в состав исследовательской группы, созданной Панчен-ламой X для расследования дела. В январе 1989 г. Панчен-лама скоропостижно скончался, что стало трагедией для всего тибето-монгольского сообщества.
Арджа Ринпоче против своей воли всё больше вовлекался властями в политику. В 1990 г. он, в соответствии с желанием Панчен-ламы X и рекомендацией своего учителя – Джаяка Ринпоче, был назначен настоятелем Кумбума. На этом посту он сделал много благих дел для своего монастыря: восстановил религиозную деятельность, открыл монастырскую школу, провёл большую работу по полной реставрации всех зданий монастыря. Он также отказался от потребления мяса и принял полные монашеские обеты.
Бегство из КНР
В 1995 г. ухудшение отношений между китайским правительством и Далай-ламой достигло апогея и вылилось в трагедию при утверждении следующего панчен-ламы. Мальчик, признанный 11-м перерожденцем, бесследно исчез, а Китайское правительство избрало своего кандидата при помощи т. н. церемонии золотой урны, введённой в период Цин императором Цяньлуном (1736–1796). В этом процессе легитимации нового панчен-ламы, по замыслам властей, едва ли не самая важная роль отводилась Арджа Ринпоче. Ему предложили стать наставником утверждённого ими мальчика и провести церемонию его интронизации в Кумбуме, поскольку монахи Ташилунпо – главного монастыря панчен-лам Тибета, категорически отказывались признавать нового панчен-ламу.
Для Арджа Ринпоче это предложение стало тяжёлым ударом. Приняв его, он встал бы на сторону китайских властей против Далай-ламы, своего верховного наставника, и тем самым нарушил бы принятые им религиозные обеты почитания учителя. Власти для усиления давления на Арджа Ринпоче приняли решение ввести его в постоянные члены Всекитайского политико-консультативного совета и назначить председателем Буддийской ассоциации КНР, что означало бы беспрецедентную карьеру для представителя этнического и религиозного меньшинства. Тогда 48-летний Арджа Ринпоче сделал выбор, ставший полнейшей неожиданностью как для высшего руководства страны, так и для всего своего окружения: с большим риском для себя в 1998 г. он бежал из страны вместе с 3 приближёнными.
Побег Арджа Ринпоче из КНР стал мировой сенсацией. В 2010 г. он опубликовал автобиографию на английском языке, в которой подробно рассказал о своей жизни, перипетиях избрания 11-го панчен-ламы и многих других неизвестных доселе страницах новейшей истории Тибета и Китая в целом, свидетелем и непосредственным участником которых он был. Книга сразу же стала бестселлером и в том же году была переведена на монгольский язык.
В 2013 г. Арджа Ринпоче выпустил полностью переработанный вариант автобиографии на китайском языке на Тайване. В 2017 г. книга вышла на японском языке, в 2018 г. – на русском, переиздана в 2019 г.