Антонова Ольга Сергеевна
Анто́нова О́льга Серге́евна (род. 22.12.1937, Ленинград, ныне Санкт-Петербург), российская актриса, народная артистка РФ (1994).
Дочь С. П. Антонова. По окончании ЛГИТМиКа (курс Б. В. Зона) в 1965–2015 гг. в Ленинградском театре комедии (ныне Академический театр комедии имени Н. П. Акимова). Среди ролей: Шурочка Залыгина («Инкогнито» Б. М. Рацера и В. К. Константинова), Аннунциата («Тень» Е. Л. Шварца), Нина Бегак («Этот милый старый дом» А. Н. Арбузова), Селимена («Мизантроп» Мольера), Елена Спартанская («Троянской войны не будет» Ж. Жироду), Инна («Старый Новый год» М. М. Рощина), Скрипка («Концерт для...» по М. М. Жванецкому), Марго Крейн («Всё о Еве» М. Орр и Р. Денема), Чебоксарова («Бешеные деньги» А. Н. Островского), Змеюкина («Свадьба. Юбилей» по А. П. Чехову), Верочка («Сослуживцы» Э. В. Брагинского и Э. А. Рязанова), Филумена («Филумена Мартурано» Э. Де Филиппо), Мэрион Фруд («Мужчины в её жизни» С. Бермана), Мод («Гарольд и Мод» К. Хиггинса и Ж.-К. Каррьера; премия «Золотой софит», 2006).
С конца 1980-х гг. играет также на других сценах: Лидия Васильевна Жербер («Старомодная комедия» А. Н. Арбузова), Каролина («Недосягаемая» С. Моэма), Эльза («Пат, или Игра королей» П. Когоута), Софья Андреевна («Толстого нет» О. Погодиной-Кузминой) – Санкт-Петербургский театр «Приют комедианта»; Анна Павловна Керн («О вы, которые любили», сценическая композиция по письмам женщин к А. С. Пушкину и их воспоминаниям) – Пушкинский театральный центр; Джудит Блисс («Сенная лихорадка» по пьесе Н. Коуарда «Апельсины и лимоны»); Анна Павловна Звездинцева («Плоды просвещения» Л. Н. Толстого) – Санкт-Петербургский театр «Русская антреприза» имени Андрея Миронова. Работы О. С. Антоновой отличают блестящая актёрская техника, причудливо изломанные линии сценического рисунка; героини актрисы – цельные натуры, внешне хрупкие, нервные, иногда капризные, внутренне – несгибаемые и сильные.
Первая роль в кино – принцесса в фильме «Большая кошачья сказка» (1965) – прошла незамеченной. Подлинным кинодебютом стал фильм «Почти смешная история» П. Н. Фоменко (1977). Художница Иллария – женщина, не приспособленная к реальной жизни, пребывающая в своём «эльфическом» мире. Причудливой характерностью окрашены образы её героинь в последующее десятилетие: Адриана («Комедия ошибок», 1978), Анна Сергеевна («Я не умею приходить вовремя», 1983), Живка Попович («Госпожа министерша», 1984), Розалинда («С днём рождения! или Инкогнито», 1987).
Новый творческий этап начался для актрисы с фильма К. Г. Муратовой «Астенический синдром» (1989, приз Международного кинофестиваля в Западном Берлине, приз Международного фестиваля актёров кино «Созвездие»), роль Наташи принесла новый успех. В 1990-х гг. О. С. Антонова играла женщин в тяжёлом душевном состоянии, на грани безумия («Мои люди», 1990; «Цареубийца», 1991; «Наваждение», 1992; «Замок», «Проклятие Дюран», оба – 1993; «Блюстители порока», 2001). В 1999 г. создала выразительный образ Екатерины II («Русский бунт»), отступив от нового амплуа и используя более мягкие краски, характерные для её ранних работ.
Среди других фильмов: «Улицы разбитых фонарей – 4» (2002), «Господа присяжные» (2005), «Видримасгор, или История моего космоса» (2009).
«Как и всякой подневольной актрисе репертуарного театра, – писал об Антоновой критик, – ей редко удаётся делать то, что она хочет. Однако удача выпадает, когда по роли требуется изобразить предельное состояние, огромное внутреннее напряжение, балансировку на грани смерти. <…> Она способна изобразить женщин капризных, опустившихся, циничных, ожесточённых. Не пытается выглядеть моложе. Вероятно, полагает, что возраст – состояние души. Поэтому легко переносится от одного возраста к другому. <…> Но, пожалуй, кого бы Антонова ни играла, её темой остаётся несовпадение со временем, точнее, с его обыденностью, потому что "путешествие" неординарного человека во времени она как раз отразила. Эта тема "невпопадности" может звучать в комическом или трагическом регистре» (Соколинский. 1996).
С 1998 г. старший преподаватель кафедры эстрадного искусства, в 1999–2002 гг. доцент кафедры эстрадного искусства и музыкального театра Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства.
Награждена орденом Почёта (2009).
Муж – художник Игорь Алексеевич Иванов (род. 1937).