Мана (безличная сила)
Ма́на, безличная сверхъестественная сила в религиозных представлениях народов Океании. Название происходит от австронезийского mana – власть, сила.
Мана у народов Океании
Наиболее развиты представления о мане у полинезийцев: эта сила приписывалась некоторым людям, духам и предметам. Мана могла действовать как положительно, так и отрицательно. Мана человека зависела от его социального статуса; некоторые социальные слои (например, рабы в Полинезии) были лишены её. Авторитет вождя, искусство воина, талант ремесленника или успех земледельца приписывались наличию у них маны. Можно было приобретать и утрачивать, увеличивать и уменьшать эту силу. Сила вождя (mana ariki) была также его авторитетом, храбростью, уважением к нему. Вождь, попавший в плен или проявивший недостаточную храбрость, терял силу мана. Умирающий вождь передавал свою силу мана через последний вздох своему преемнику.
Понятие «мана» было введено в научный оборот англиканским миссионером и этнографом Р. Г. Кодрингтоном в работе «Меланезийцы», где оно определяется как сверхъестественная сила. Слово «мана» может быть глаголом и существительным. Глагол (manag, manangi) означает 'передавать ману' или 'оказывать влияние с помощью маны'; существительное обозначает как саму силу, так и конкретные предметы, её вмещающие. Кодрингтон приводит пример: «Человек случайно наткнулся на камень, который пришёлся ему по душе; форма у него необычная, он на что-то похож, это, конечно, не обычный камень, в нём должна быть мана. Итак, он спорит сам с собой и доказывает это; он кладёт его у корня дерева, с плодом которого он имеет известное сходство, или закапывает его в землю, когда сажает свой сад; обильный урожай на дереве или в саду показывает, что он прав, камень – это мана» (Codrington. 1891. С. 119).
Мана в теории религии
Британский антрополог Р. Р. Маретт считал понятие «мана» выражением универсальности первобытных представлений о сверхъестественной силе, особым «более высоким уровнем опыта». Он ставил знак равенства между маной меланезийцев и оренда у ирокезов. Учёный связывал понятия «мана» и «табу»: «Мана подразумевает табу. Чувство духовного оживления достигается ценой ухода в себя и от мира» (Marett. 1920. P. 65). Табу – способ отделить себя от мира повседневности, а мана – способ познать более сложные формы духовной жизни. В. Шмидт считал веру в силу мана, наряду с культурными героями аборигенов Австралии, одним из проявлений «первобытного прамонотеизма». С. А. Токарев отчасти продолжал линию рассуждений Маррета, поставив в один ряд силу мана, «крамат у малайцев, денг у племен Индо-Китая, оренда у ирокезов, маниту у алгонкинов, вакан у сиусских племен» (Токарев. 1990. С. 97).
В 1949 г. религиовед М. Элиаде в работе «Очерки сравнительного религиоведения» (англ. пер. 1958, рус. пер. 1999) выдвинул два критических возражения против такого восприятия силы маны. Во-первых, он указал, что понятие «мана» не может считаться универсальным явлением, поскольку, с одной стороны, в Меланезии есть различные его наименования: «онтонг-ява (северо-восточная часть Соломоновых островов), вогао (Новая Гвинея), вагавага, тубетубе» (Элиаде. 1999. С. 35. Прим. 30). С другой стороны, понятия «оренда» и «вакан», которые обычно приравниваются к безличной силе мана, имеют свои региональные особенности. Так, оренда – это нечто, присущее всем явлениям и живым существам, но проявляющееся «только в экстраординарных явлениях (таких как солнце, луна, гром, ветер и т. п.) и в могущественных людях (колдуне, христианском миссионере, мифических и легендарных существах и т. д.)» (Элиаде. 1999. С. 35). Например, оренда есть в буре; у птицы, в которую трудно попасть; оренда овладевает человеком, находящимся в состоянии ярости. Во-вторых, ману некорректно считать безличной силой, поскольку она всегда присутствует в каком-то конкретном предмете или существе, что видно из приводившейся цитаты Р. Г. Кодрингтона. Элиаде пишет: «Мы… не можем говорить о "безличности" мана, ибо для архаического сознания понятие "безличность" лишено смысла» (Элиаде. 1999. С. 37).
Мана в фантастике и компьютерных играх
Полинезийское слово стало использоваться в игровых практиках после появления рассказа американского фантаста Ларри Нивена «Незадолго до конца» (1969), в котором магия описана как ограниченный ресурс, восполняемый из окружающей среды. Впоследствии эта концепция была положена в серию публикаций «Магия уходит» (выходили с 1978), в которой магия выступает как невозобновляемый ресурс, который можно полностью исчерпать активным использованием заклинаний.
В компьютерных и ролевых играх маной (англ. mana points, magic points, MP) называются очки магической силы, которой обладает персонаж наряду со здоровьем. Часто здоровье – шкала зелёного или красного цвета, а мана – синего цвета. При использовании заклинания персонажем очки маны уменьшаются на определённое число. Впоследствии они могут быть восстановлены либо с помощью магического зелья, либо саморегенерируются с течением времени.