Амиранашвили Медея Петровна
Амиранашви́ли Меде́я Петро́вна (მედეა პეტრეს ასული ამირანაშვილი) (10.9.1930, село Шорапани Зестафонского района, Социалистическая Советская Республика Грузия в составе ЗСФСР, ныне Зестафонский муниципалитет, край Имерети, Грузия, по другим данным, Тбилиси – 2.12.2023, Тбилиси; похоронена в Дидубийском пантеоне), грузинская певица (сопрано), педагог, народная артистка Грузинской ССР (1965), народная артистка СССР (1976).
Дочь оперных певцов Петра Варламовича Амиранашвили и Надежды Афанасьевны Цомой. В 1948–1954 гг. училась в Тбилисской государственной консерватории имени Вано Сараджишвили (класс О. А. Бахуташвили-Шульгиной, затем А. И. Инашвили), где была солисткой Оперной студии (1951–1954).
Медея Амиранашвили в партии Иоланты в опере «Иоланта» П. И. Чайковского.В 1954–1991 гг. солистка Тбилисского театра оперы и балета имени З. П. Палиашвили. Исполняла партии ведущего репертуара: Чио-Чио-сан, Мими («Чио-Чио-сан», «Богема» Дж. Пуччини), Иоланта, Татьяна, Лиза («Иоланта», «Евгений Онегин», «Пиковая дама» П. И. Чайковского), Леонора, Аида, Виолетта, Елизавета, Дездемона («Трубадур», «Аида», «Травиата», «Дон Карлос», «Отелло» Дж. Верди), Маргарита («Фауст» Ш. Гуно), Микаэла («Кармен» Ж. Бизе), Эльза («Лоэнгрин» Р. Вагнера), Земфира («Алеко» С. В. Рахманинова), Недда («Паяцы» Р. Леонкавалло), Маро, Этери и Мариха («Даиси», «Абесалом и Этери» З. П. Палиашвили), Мзия («Миндия» О. В. Тактакишвили).
Гастролировала в московском Большом театре, пела в операх «Травиата» (1964, 1966), «Чио-Чио-сан» (1969, 1970, 1973), «Аида» (1980), «Трубадур» (1986).
Лауреат 2-й премии Всесоюзного конкурса вокалистов имени М. И. Глинки (1960), 3-й премии Международного конкурса на лучшее исполнение партии Мадам Баттерфляй (1970, Осака).
Обладала гибким выразительным голосом (лирическое сопрано), «ровным и наполненно звучащим во всех регистрах, на редкость серебристого тембра», великолепной филировкой (Рождественская. 1964. С. 90), драматическим темпераментом.
Выступала в концертах. Гастролировала в Польше, Чехословакии, Румынии, ГДР, Венгрии, Болгарии, Австралии, Новой Зеландии, Франции, Канаде.
С 1972 г. преподавала в Тбилисской консерватории (с 1982 профессор). В 1991–2006 гг. художественный руководитель Кутаисского оперного театра.
Депутат Верховного Совета Грузинской ССР 7-го созыва.
С участием М. П. Амиранашвили записаны оперы «Травиата» Дж. Верди (по трансляции из Большого театра, 5 ноября 1964, дирижёр Б. Э. Хайкин, в партии Альфреда – С. Я. Лемешев, в партии Жермона – А. А. Большаков; хранится в Гостелерадиофонде), «Даиси» З. П. Палиашвили (1960, дирижёр В. Л. Палиашвили), «Миндия» О. В. Тактакишвили (1963, 1964; обе – дирижёр О. А. Димитриади), «Непрошенные гости» А. И. Букия (Тина, 1977, дирижёр Д. Л. Мирцхулава), «Лела» Р. И. Лагидзе (заглавная партия, 1984, дирижёр Д. И. Кахидзе). Фирмой «Мелодия» выпущены сольные грампластинки певицы с оперными ариями и дуэтами. Озвучила вокальные партии в фильмах-операх «Абесалом и Этери» (Этери, 1966, режиссёр Л. Д. Эсакия), «Даиси» (Маро, 1971, режиссёр Н. К. Санишвили), в музыкальном фильме «Ратили» (1983, режиссёр Г. М. Калатозишвили, оперные арии).
Государственная премия Грузинской ССР имени З. П. Палиашвили (1971). Награждена орденом «Знак Почёта», орденом Дружбы народов (1986), орденом Чести (1997), орденом Царицы Тамары (2021).
Дочь – Марина (Маринэ) Отаровна Парулава, солистка Тбилисского и Кутаисского оперных театров.