Зиллман Долф
Зи́ллман Долф (Дольф Цилльман; англ., нем. Dolf Zillmann) (род. 12.3.1935, г. Мезериц, провинция Бранденбург, Германия, ныне Мендзыжеч в cоставе Любушского воеводства, Польша), исследователь в области медиапсихологии и психологии коммуникаций. Автор трёхфакторной теории эмоций, теории переноса возбуждения и других теорий в сфере коммуникаций. Известен работами о связи агрессии и сексуальности.
Биография
Родился в семье банкира. В военное время после смерти отца вместе с матерью и сестрой переехал в регион Гессен, рядом с Марбургом (Германия). В 12 лет Зиллман вынужденно стал помощником учителя в средней школе.
В 1955 г. получил диплом в сфере архитектуры в Государственной академии труда (Кассель, Германия), а в 1959 г. – диплом в сфере теории коммуникации и кибернетики в Высшей школе дизайна (Ульм, Германия). Во время обучения посещал дополнительные курсы, порой в других университетах. Например, был слушателем на медицинских курсах по физиологии зрения у Г. Шобера в Мюнхенском университете. Среди других посещённых Зиллманом курсов: театр, танцы, антропология, биология, социология и др. В Институте научной теории при Штутгартском университете Зиллман познакомился со своим наставником – М. Бензе, основателем «Штутгартской школы» эстетики и семиотики.
Один из профессоров в Ульме порекомендовал Зиллмана В. Коэну – швейцарскому промышленнику и медиамагнату. Тот пригласил Зиллмана в Цюрих на специально созданную для него должность внутреннего консультанта холдинга Cohen. Зиллман занимался изучением инициатив и операций компании, а также чтением лекций. Позже Зиллман стал научным консультантом нескольких рабочих групп и подразделений компании. А также был назначен руководителем дизайнерской группы, отвечающей за разработку и тестирование новых продуктов и планирование маркетинговых кампаний.
Параллельно работе в холдинге Зиллман начал преподавание в Ульме. Позднее стал вести семинары по рекламе и маркетингу в швейцарских бизнес-школах. Зиллман был настроен на то, чтобы привнести академический подход в решение задач бизнеса. Так, он стал автором международной антитабачной кампании для министерств здравоохранения Швейцарии и Германии (1964) и разработчиком международной знаковой системы для фармацевтической продукции корпорации Ciba (1965–1968).
Зиллман также внёс вклад в создание Института коммуникационных исследований в холдинге Cohen. Первым приглашённым гостем Института коммуникационных исследований стал П. Танненбаум, исследователь в области коммуникаций, под руководством которого Зиллман поступил в докторантуру Висконсинского университета (Мадисон, штат Висконсин, США). Вместе с Танненбаумом они проводили исследования в области иконической коммуникации, фотографии и эмоциональности.
После двух лет в Висконсинском университете Зиллман продолжил докторское образование в Пенсильванском университете, в котором он получил стипендию. Там в 1969 г. он защитил докторскую диссертацию по коммуникации и социальной психологии «Эмоциональное возбуждение как фактор коммуникативно-опосредованного агрессивного поведения» («Emotion Arousal as a Factor in Communication-Mediated Aggressive Behavior»). В этом университете Зиллман глубже погрузился в психологию: посещал курсы по агрессии, мотивации и эмоциям, в том числе стал участником курсов А. Катчера в медицинской школе. Вдвоём они опубликовали одну из первых работ по теории переноса возбуждения (Zillmann. 1972).
Во время обучения в докторантуре Зиллман занимался исследованиями в области кибернетики и компьютерных приложений. Он получил грант Национального научного фонда на разработку передовых статистических программ.
В 1969–1971 гг. Зиллман работал доцентом (Assistant Professor) в Анненбергской школе коммуникаций при Пенсильванском университете.
В 1971 г. Зиллман перебрался в Блумингтон (штат Индиана, США), и у него начался период работы в Индианском университете длиною в 17 лет. Его первая должность – доцент (Associate Professor; 1971–1975). Позднее он работал на других преподавательских должностях: профессором коммуникации (1975-1988), психологии (1979-1988), семиотики (1981–1988).
Зиллман занимал не только преподавательские, но и руководящие должности в Индианском университете: директор–основатель Института исследований коммуникаций (1974–1988), директор междисциплинарной докторской программы по массовым коммуникациям (1974–1976), директор аспирантуры по коммуникациям (1979–1980) и заведующий факультетом телекоммуникаций (1979–1980). Во время работы в Индианском университете Зиллман активно занимался исследованиями в области коммуникаций и эмоций.
В 1987 г. он год проработал приглашённым научным сотрудником в Вулфсон-колледже Оксфордского университета в Великобритании.
В 1989–2001 гг. работал профессором в Алабамском университете, США, где также был заместителем декана (Senior Associate Dean). В этом университете он организовал и возглавил докторскую программу в сфере массовых коммуникаций. В Алабаме Зиллман проводил исследовательские семинары по разных темам в области коммуникации: от спорта в средствах массовой информации до эффектов популярной музыки.
Зиллман активно работал над установлением международных научных связей. В 1991–1992 гг. он работал профессором в австрийском Альпийско-адриатическом университете Клагенфурта. Занимал должности приглашённого профессора в Ганноверском университете в Германии и Амстердамском университете в Нидерландах.
На данный момент числится почётным профессором (Professor Emeritus) факультета журналистики и креативных медиа в Алабамском университете.
В 1991 г. стал стипендиатом программы Фулбрайта, а в 2001 г. лауреатом премии имени Барнума (Burnum Distinguished Faculty Award), присуждаемой Алабамским университетом.
Женат на Вальтре Зиллман. Имеет двоих детей – Мартина и Томаса.
Научный вклад
Зиллман на основе двухфакторной теории эмоций С. Шехтера и теории влечения К. Л. Халла создал свою трёхфакторную теорию эмоций (Three-factor theory of emotion).
В рамках этой теории эмоциональные переживания и поведения объясняются взаимодействием трёх факторов (Zillmann. 2018):
диспозиционный компонент (dispositional component) – механизм, направляющий реакцию. Выражается в двигательном поведении – незамедлительном опосредованном и прямом ответе на эмоционально-вызывающую ситуацию. Причём двигательное поведение может быть как условным, так и безусловным;
компонент возбуждения (excitatory component) – механизм, стимулирующий реакцию. Возбуждение операционализируется как повышенная активность парасимпатической нервной системы;
эмпирический компонент (experiential component) – сознательное переживание двигательного компонента и/или компонента возбуждения на стимул. Именно это чувственное состояние способно инициировать когнитивную обработку ситуации.
Основная идея теории заключается в том, что люди неспособны адекватно атрибутировать своё возбуждение. То есть человек приписывает своё эмоциональное состояние текущей ситуации, не учитывая вклад предшествующих факторов.
Согласно теории переноса возбуждения (Excitation transfer theory), последующее возбуждение может быть усилено предыдущим неспецифическим возбуждением. Под возбуждением понимается доминирование симпатической активности в вегетативной нервной системе. Именно возбуждение определяет интенсивность эмоционального реагирования (Zillmann. 1972; Zillmann. 2008).
В теории ошибочной атрибуции тенденциозного юмора (Misattribution theory of tendentious humor) Зиллман развивал идеи З. Фрейда о том, что людям свойственно ошибочно приписывать своё удовольствие от тенденциозного юмора (юмор, в котором высмеивается «жертва») другому виду юмора, в котором нет «жертвы насмешек» (Communication and emotion ... 2003). В поведенческом эксперименте 1980 г. Зиллман обнаружил, что заранее негативное отношение к человеку приводило к более весёлой реакции на несчастье этого человека, чем нейтральное отношение к нему, вне зависимости от того, были ли юмористические высказывания связаны с этим несчастьем (Zillmann. 1980). Зиллман вывел закономерность: в условии, когда человек нейтрально относился к «жертве», его реакция веселья на тенденциозный юмор была равна сумме реакций на его составные части. А в условии, когда человек был негативно настроен по отношению к «жертве», его веселье в ответ на тенденциозный юмор было выше суммы веселья от двух составляющих частей юмора.
Ещё одна из разработок Зиллмана – теория управления настроением (Mood management theory). С одной стороны, теория постулирует, что потребление определённого медиаконтента способно изменить настроение его потребителя. С другой стороны, она утверждает, что настроение человека может побуждать его отдавать предпочтение конкретному контенту с целью регуляции текущего настроения (Zillmann. 1988).