Ли Цюнь
Ли Цюнь (力群, пиньинь Lì Qún; первое имя Хэ Лицюнь, псевдонимы – Хэ Цзюнь, Чи Личунь) (25.12.1912, уезд Линши, провинция Шаньси – 10.2.2012, Пекин), китайский гравёр, художественный критик. Под влиянием Лу Синя обратился к технике ксилографии и поступил в Ханчжоуский институт изобразительного искусства (1931–1933; с 1993 Китайская академия искусств). Входил в «Лигу левых художников» («Чжунго цзои мэйшу цзя ляньмэн», 1930); один из основателей студенческого «Общества изучения ксилографии беззвучного колокола» (известно также как «Общество деревянного колокола»; «Мулин мукэ яньцзюхуэй», 1933). В 1930-е гг. работал в Шанхае и Ухани; в 1940 г. переехал в Яньань, где начал преподавать в Академии искусств имени Лу Синя (до 1948).
В ранних работах очевидно влияние западной и советской ксилографической школы, с которой Ли Цюнь познакомился через Лу Синя (в том числе на выставке советской графики в Шанхае, 1936), и в особенности работ В. А. Фаворского («Портрет Лу Синя», 1936; «Слушая речь в Яньане», 1940; «Пьёт воду», 1940). Начиная с 1940-х гг. наряду с другими художниками исследовал художественные возможности синтеза приёмов западноевропейской гравюры (светотень, прямая перспектива) и китайского народного лубка няньхуа («Изобилие одежды и еды», 1944). Начав с остросоциальной и политической гравюры, в 1950-е гг. перешёл к пейзажам и городским видам («Рассвет», 1957; «Зима в Пекине», 1957; «Мелодия», 1959).
В 1952 г. переехал в Пекин; в 1955 г. избран в члены постоянного комитета Союза художников Китая. Занимался художественной критикой и теорией гравюры, активно сотрудничал с журналом «Баньхуа» («Гравюра»), был заместителем главного редактора журнала «Мэйшу» («Изобразительное искусство»). В 2005 г. в Линши открыт музей Ли Цюня.