Лукомский Георгий Крескентьевич
Луко́мский Гео́ргий Креске́нтьевич [2(14).3.1884, Калуга – 5.3.1952, по другим данным, 25.3.1952, Ницца, Франция], российский график и историк искусства.
Брат специалиста по геральдике Владислава Лукомского (1882–1946). Учился в рисовальной школе П. И. Сычёва в Орле (1890-е гг.), на архитектурных отделениях художественной школы в Казани (до 1903) у К. Л. Мюфке и Ф. Р. Амлонга и в петербургской Императорской Академии художеств (1903–1915, с перерывами) у М. Т. Преображенского; посещал занятия в Строгановском училище (ныне Российский государственный художественно-промышленный университет имени С. Г. Строганова) и в студии К. Ф. Юона в Москве (1907–1908).
В 1904–1905 и 1907 гг. путешествовал по Европе; по возвращении в Санкт-Петербург сблизился с художниками «Мира искусства» и с критиком С. К. Маковским. На выставках Союза русских художников (СРХ), «Мира искусства», «Нового общества художников» и других художественных мероприятиях экспонировал свои архитектурные рисунки, подкрашенные акварелью, гуашью или пастелью. Исполненные во время путешествий, они выдают заметное влияние М. В. Добужинского и составляют ряд серий – «Дворцы, виллы и сады», «Памятники архитектурной старины в России», «Казань», «По городам Италии», «Старый Париж», «Старый и новый Петербург» и др.
Автор многочисленных статей (в журналах «Старые годы», «Зодчий», «Столица и усадьба», «Аполлон» и др.) и книг об архитектуре, в том числе – российской провинции («Вологда в её старине», 1914; «Галиция в её старине», 1915; «Памятники старинной архитектуры России», 1915; «Старинные усадьбы Харьковской губернии», 1917; и др.).
В годы Первой мировой войны в 1915 г. служил в инженерных войсках на фронте в Галиции. В 1917 г. входил в Особое совещание по делам искусств, возглавлял Царскосельскую художественно-историческую комиссию. В ноябре 1918 г. – октябре 1919 г. находился в Киеве, где работал во Всеукраинском комитете охраны памятников истории и старины; организовал художественный музей на основе коллекций семьи Ханенко (ныне Национальный музей искусств имени Богдана и Варвары Ханенко), составил его описание.
В конце 1919 – 1920 гг. жил в Ялте, откуда выехал (через Константинополь и Берлин) в Париж (1921). С 1921 г. участвовал во многих выставках русского искусства в Берлине, Париже, Лондоне, сотрудничал с журналами «Сполохи», «Жар-птица», Apollo, The Studio, Renaissance и др., был иностранным корреспондентом советских изданий «Среди коллекционеров», «Красная панорама» и др. С 1940 г. жил в Лондоне.