Законодательство Российской Федерации в сфере образования
Законода́тельство Росси́йской Федера́ции в сфе́ре образова́ния, одна из отраслей социального законодательства РФ, в рамках которой предметом регулирования выступают отношения в сфере обучения и воспитания. Включает в себя Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ «Об образовании в РФ»), другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты РФ, законы и нормативные правовые акты субъектов РФ.
Основу законодательного регулирования отношений в сфере образования составляют нормы ст. 43 и 72 Конституции РФ. Статьёй 43 определены базовые параметры права граждан на образование и основы механизма его реализации; в соответствии с п. «е» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ общие вопросы воспитания и образования отнесены к сфере совместного ведения РФ и субъектов РФ.
Толкование ст. 2, 18 и 43 Конституции РФ в системном единстве позволяет рассматривать в качестве основной цели законодательства РФ в сфере образования признание, обеспечение соблюдения и гарантирование защиты:
права каждого на образование;
права на общедоступное и бесплатное дошкольное, основное общее и среднее профессиональное образование;
права каждого на бесплатное получение высшего образования на конкурсной основе.
История становления законодательства Российской Федерации в сфере образования
Формирование законодательства РФ об образовании началось с принятием Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании», который пришел на смену Закону СССР от 19 июля 1973 г. № 4536-8 «Об утверждении Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании» и Закону РСФСР от 2 августа 1974 г. «О народном образовании».
До момента вступления в силу ФЗ «Об образовании в РФ» в 2013 г. федеральный уровень законодательства РФ в области образования был представлен Законом РФ «Об образовании», Федеральным законом от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», некоторое время действовали Федеральный закон от 10 апреля 2000 г. № 51-ФЗ «Об утверждении Федеральной программы развития образования» и Федеральный закон от 16 мая 1995 г. № 74-ФЗ «О сохранении статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений и моратории на их приватизацию», Федеральный закон от 28 мая 1999 г. № 102-ФЗ «О льготе на проезд на междугородном транспорте для отдельных категорий обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях» и Федеральный закон от 1 августа 1996 г. № 107-ФЗ «О компенсационных выплатах на питание обучающихся в государственных, муниципальных общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования» и др. Главная отличительная особенность этого периода – отдельное регулирование отношений в сфере высшего образования посредством ряда самостоятельных федеральных законов.
Полномочия органов публичной власти в сфере регулирования образовательных отношений
Принятие ФЗ «Об образовании в РФ» в 2012 г. можно считать «скрытой кодификацией», поскольку, не используя форму кодекса, действующий федеральный закон объединил в единое целое несколько ранее самостоятельных законов, дополнил и уточнил прежнее регулирование.
В настоящее время на федеральном уровне, кроме ФЗ «Об образовании в РФ», действуют: Федеральный закон от 10 ноября 2009 г. № 259-ФЗ «О Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете», Федеральный закон от 5 мая 2014 г. № 84-ФЗ «Об особенностях правового регулирования отношений в сфере образования в связи с принятием в РФ Республики Крым и образованием в составе РФ новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"», Федеральный закон от 12 июля 1995 г. № 100-ФЗ «Об исключительном праве на поступление в учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования выпускников школ, пострадавших от землетрясения в Охинском районе Сахалинской области».
Образовательные отношения отнесены к сфере совместного ведения РФ и субъектов РФ, что предопределяет наличие как федерального законодательства об образовании, так и законодательства об образовании субъектов РФ.
В настоящее время всеми субъектами РФ проведена работа по приведению регионального законодательства об образовании в соответствие с ФЗ «Об образовании в РФ» на основе методических материалов, направленных письмом Минобрнауки России от 1 апреля 2013 г. № ИР-170/17 «О Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации"», в которых помимо прочего вниманию органов управления образованием предлагался типовой проект основного законодательного акта субъектов РФ в сфере образования.
С принятием ФЗ «Об образовании в РФ» произошла систематизация подходов к регулированию образовательных отношений. В результате возросло значение нормативных правовых актов субъектов РФ, сведено к минимуму нормотворчество на муниципальном уровне, значительно увеличен объём регулятивных полномочий собственно образовательной организации.
Законодательство субъектов РФ в сфере образования включает в себя несколько видов законодательных актов:
общие законы, предмет которых схож с предметом ФЗ «Об образовании в РФ» (Закон Брянской области от 8 августа 2013 № 62-З «Об образовании в Брянской области», Закон Курганской области от 30 августа 2013 № 50 «О правовом регулировании отношений в сфере образования на территории Курганской области» и др.);
законы об образовании, ориентированные на отдельные процессы, институты общего значения, характерные для значительного числа субъектов РФ (например, Закон г. Москвы от 20 июня 2001 № 25 «О развитии образования в городе Москве», Закон Удмуртской Республики от 21 марта 2014 № 11-РЗ «О реализации полномочий в сфере образования», Закон Иркутской области от 10 июля 2014 № 91-ОЗ «Об отдельных вопросах образования в Иркутской области»);
законы, касающиеся отдельных уровней, видов, институтов образования (Закон Санкт-Петербурга от 20 апреля 2021 № 167-39 «О кадетском образовании в Санкт-Петербурге», Закон Вологодской области от 17 июля 2013 № 3141-ОЗ «О среднем профессиональном образовании в Вологодской области», Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 10 декабря 2019 № 90-оз «О принципах организации питания обучающихся в образовательных организациях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» и др.).
Муниципальные органы принимают значительное количество актов по следующим направлениям:
информатизация деятельности образовательных организаций;
организация питания детей;
деятельность частных организаций образования;
получение общего образования, включая перевод, отчисление и восстановление обучающихся;
муниципальные программы развития образования;
дошкольное образование (утверждение порядка освобождения от родительской платы, взимаемой за присмотр и уход за детьми; утверждение размера и порядка взимания родительской платы) и др.
Сфера регулирования образовательных отношений на уровне организаций
ФЗ «Об образовании в РФ» при регулировании отдельных вопросов предусматривает, помимо актов публичных органов власти, ещё и регулирование отношений на уровне организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Тем самым создаётся правовая основа для локального нормотворчества. В ФЗ «Об образовании в РФ» в отношении актов образовательной организации подчеркнута их нормативная природа (т. е. они обладают признаками норм: обязательность, неоднократность действия, неопределённый круг субъектов, которым она адресована), но эти акты не отнесены к источникам образовательного законодательства, поскольку не указаны в ст. 4 наряду с правовыми актами органов местного самоуправления и нормативными правовыми актами.
В действующем ФЗ «Об образовании в РФ» дана характеристика системы локальных нормативных актов, показано их соотношение с системой нормативного правового регулирования, разграничены вопросы, которые должны быть отражены в уставе (согласно ст. 30, именно в уставе должен быть определён порядок принятия локальных нормативных актов), и вопросы, по которым требуется принятие локальных нормативных актов.
Нормы локальных нормативных актов регулируют образовательные отношения по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, включая:
порядок получения образования на иностранном языке;
порядок предоставления жилой площади в общежитии;
размер платы за пользование жилым помещением и коммунальные услуги для обучающихся;
порядок доступа педагогических работников к материальным ресурсам организаций;
порядок бесплатного пользования образовательными, методическими и научными услугами организации;
нормы профессиональной этики педагогических работников;
соотношение учебной (преподавательской) и другой педагогической работы;
режим рабочего времени и времени отдыха педагогических работников;
права и обязанности обучающегося и др.