Заградитель
Загради́тель, 1) боевой корабль специальной постройки или судно, оборудованное для постановки заграждений в бассейнах рек, озёр и морей. В зависимости от вида выставляемых заграждений заградители подразделяются на минные (надводные и подводные) и сетевые.
Надводный минный заградитель (МЗ) – корабль специальной постройки или судно, переоборудованное из других кораблей для постановки морских мин. Оснащён устройствами для погрузки, приготовления и постановки мин; погребами для хранения детонаторов и мин; системами поддержания микроклимата, устройствами орошения и затопления минных трюмов, а также навигационным оборудованием, обеспечивающим заданную точность постановки мин в районе.
Первые в мире надводные МЗ специальной постройки (до 1907 минные транспорты) «Буг» и «Дунай» были построены на шведской верфи и переданы Российскому императорскому флоту в 1892 г. Корабли впервые на флоте были оборудованы механическими устройствами для постановки минных заграждений на ходу и имели: водоизмещение 1490 т, скорость полного хода до 14 узлов (25,9 км/ч), дальность плавания 2150 миль (3982 км); могли принимать на борт до 425 морских мин; вооружение – четыре 47-мм орудия.
В начале 20 в. строительство МЗ осуществлялось большинством крупных государств, имеющих флоты. В России в 1901 г. на Балтийском заводе (Санкт-Петербург) были построены более совершенные МЗ «Амур» и «Енисей». Первый из них прославился в русско-японской войне 1904–1905 гг. активными минными постановками в районе Порт-Артура. Их результатом стало уничтожение японских броненосцев «Хацусэ» и «Ясима». Всего за первое десятилетие в России были построены и переоборудованы из военных и гражданских судов 31 МЗ. В период Первой мировой войны большую роль в постановке минных заграждений на Балтике сыграли МЗ из состава отряда заградителей. На Чёрном море на выставленных русскими заградителями минах в районе Босфора подорвались турецкие линейный крейсер «Явуз Султан Селим» (бывший немецкий крейсер «Гёбен») и минный крейсер «Берк-и Сатвет».
В межвоенный период и в ходе Второй мировой войны надводные МЗ создавались в основном путём переоборудования из военных кораблей и гражданских судов. В СССР за годы Великой Отечественной войны в МЗ было переоборудовано более 50 судов. Во 2-й половине 20 в. строительство надводных МЗ специальной постройки велось в Великобритании, Дании, Норвегии, Турции, Финляндии, Швеции и Японии. Однако к началу 1990-х гг., в связи с возросшей ролью подводных лодок (ПЛ) и авиации в решении задач постановки морских минных заграждений, надводные МЗ выведены из боевого состава военно-морских сил большинства государств.
Вместе с тем в некоторых странах продолжается строительство МЗ нового поколения. Среди кораблей этого класса самыми современными являются МЗ типа: «Вонсан» и «Нампхо» (Республика Корея), «Хямеэнмаа» (Финляндия), «Урага» (Япония). Современные МЗ специальной постройки имеют водоизмещение от 1500 до 4000 т, скорость хода около 20 узлов (37 км/ч); вооружение: артиллерийские автоматические установки, зенитные ракетные комплексы ближнего действия, противолодочные комплексы, включая торпедные аппараты и противолодочное ракетное оружие; могут нести от 150 до 500 мин различных типов. Основными тенденциями в развитии надводных МЗ являются универсализация, обеспечивающая совмещение функций минного заградителя с функциями кораблей, решающих задачи противоминной и противолодочной обороны, плавбаз и др.; а также увеличение водоизмещения, количества перевозимых мин и их типов.
Подводный МЗ – ПЛ специальной постройки, предназначенная для скрытной постановки морских мин на маршрутах развёртывания сил флота противника, на его морских коммуникациях, подходах к военно-морским базам и портам.
Первый в мире подводный М3 специальной постройки, «Краб», создан по проекту русского изобретателя М. П. Налётова в России в 1909–1915 гг. на заводе «Наваль» [ныне завод – банкрот, г. Николаев (Украина)]. ПЛ «Краб» имела следующие характеристики: водоизмещение подводное 720 т, скорость полного хода подводная 7,7 узла (14,3 км/ч), надводная 11,8 узла (21,9 км/ч); глубина погружения рабочая 30 м, предельная 50 м. Вооружение: два 450-мм торпедных аппарата (ТА; 4 торпеды) и два трубчатых канала (для погрузки и постановки мин) в надстройке, снабжённых минными путями, кормовыми амбразурами, до 60 якорных мин, одно 70-мм орудие, 2 пулемёта. МЗ Черноморского флота «Краб» участвовал в боевых действиях на море в 1915–1916 гг., осуществил постановку минных заграждений в проливе Босфор и на входе в порт Варна. На поставленных им минах подорвались турецкая канонерская лодка и несколько вспомогательных судов. В период 1-й мировой войны подводные М3 строились в Германии, Франции и Италии, но по своим характеристикам они уступали МЗ «Краб».
Во время 2-й мировой войны в состав советского Рабоче-Крестьянского Красного Флота входили подводные М3 специальной постройки (конструктор Б. М. Малинин) типа «Л» («Ленинец») серий II, XI, XIII, XIII-бис, имевшие на вооружении, помимо ТА, по 2 кормовые горизонтальные минные трубы и до 20 морских мин. Кроме того, первые шесть ПЛ типа «КЭ» («Крейсерская эскадренная») XIV серии (конструктор М. А. Рудницкий) также имели на вооружении устройства для хранения и постановки мин из шахт минно-балластных цистерн. После окончания 2-й мировой войны разработка проектов подводных МЗ велась только в СССР, но до серийного производства дело не дошло. В современных флотах подводных МЗ специальной постройки нет; постановка мин может осуществляться многоцелевыми ПЛ через торпедные аппараты.
Сетевой заградитель (СЗ) – надводный боевой корабль специальной постройки или переоборудованный из других кораблей (судов) для постановки сетевых или боносетевых заграждений у входов в военно-морские базы, узкости, на рейды, в манёвренные пункты базирования в целях предотвращения проникновения в них ПЛ, торпедных катеров, необитаемых надводных и подводных аппаратов, подводных диверсантов противника.
Создание первых СЗ началось в 1914 г. и было связано с возросшей угрозой от ПЛ и торпедного оружия. В России за 3 года с начала 1-й мировой войны создано около 30 СЗ путём переоборудования буксиров, транспортов и других судов. Аналогичный подход наблюдался в крупных европейских странах, имеющих флоты.
После окончания 1-й мировой войны началось строительство сетевых заградителей специальной постройки. Первый в мире корабль этого класса, «Сиратака», создан в Японии в 1929 г. В Советском Союзе первый СЗ специальной постройки, типа «Вятка» (проект 149), вступил в строй 19 июня 1941 г. Во время Великой Отечественной войны СЗ входили в состав охраны водного района Таллинской военно-морской базы, затем – отряда заграждения Балтийского флота. На СЗ имелись грузовые стрелы, трюмы и помещения для хранения средств заграждения, сетевая палуба, свободная от надстроек. Водоизмещение 500–3500 т, скорость хода 10–15 узлов (18,5–28 км/ч); вооружение 2–8 зенитных автоматов калибра 20–40 мм. Постановка сетей выполнялась на ходу, на скорости 1–2,5 узла (2–4,6 км/ч).
Во 2-й половине 20 в. строительство СЗ продолжалось в ряде стран, при этом наилучшие характеристики имел СЗ советской постройки типа «Сухона» (проект 317). Корабль обладал высокой маневренностью, мог проходить сложные в навигационном отношении узкости. Впервые был реализован проект автоматической и непрерывной постановки противолодочных сетей, запас которых позволял создать рубеж заграждения протяжённостью 13,2 км. В конце 1980-х – середине 1990-х гг. СЗ выведены из боевого состава флотов всех государств.
2) В сухопутных войсках – средство инженерного вооружения, предназначенное для механической или дистанционной установки в грунт (снег) противотанковых и противопехотных мин.
Первый минный заградитель, МЗ-27 на базе танкетки Т-27, создан в Советском Союзе в 1934 г., однако в серийное производство принят не был. В годы Великой Отечественной войны разработан минный раскладчик на базе грузовика ЗИС, со специальными лотками для спуска мин. С начала 1950-х гг. на вооружение стали поступать прицепные минные раскладчики (ПМР), впоследствии – прицепные минные заградители (ПМЗ). На ПМР-3 впервые было применено безотвальное плужно-маскирующее устройство, позволявшее устанавливать противотанковые мины в грунт (снег) с их маскировкой. Возможности ПМЗ-4 позволяют осуществить выкладку одного боекомплекта (200 противотанковых мин) в линию протяжённостью 800 м за 10–12 минут.
В 1960 г. в СССР началось серийное производство гусеничного минного заградителя ГМЗ. Последняя его модификация – ГМЗ-3 (главный конструктор Г. С. Ефимов) оснащена современными средствами навигации, что обеспечивает непрерывную обработку курса машины и цифровое индексирование координат каждой выставленной мины. Скорость минирования составляет от 6 до 16 км/ч; длина выкладываемого минного поля одной зарядкой составляет до 1 тыс. м из мин с контактными взрывателями и до 2 тыс. м из мин с неконтактными взрывателями.
Первым из зарубежных государств, принявших на вооружение прицепной минный заградитель, стала Великобритания (1969). В последующие годы ПМЗ появились в вооружённых силах большинства стран – членов НАТО. Их возможности были соизмеримы с возможностями советских ПМЗ последних модификаций. Строительство ГМЗ велось в Германии, Польше, Чехии и Словакии.
Новым этапом в развитии средств установки минных заграждений стало создание инженерных систем дистанционного минирования (ИСДМ), что в дальнейшем привело к отказу от строительства заградителей, осуществляющих механическую установку мин. Первый и наиболее известный образец ИСДМ, получивший название M128 GEMSS (Ground Emplaced Mine Scattering System – «Наземная система рассеивания мин»), создан в США в 1975 г. В 1990-х гг. её заменила система M136 «Volcano». Эта установка способна за 10 минут выпустить из контейнеров до 160 мин различного типа на дальность от 25 до 60 м. В различных странах созданы десятки ИСДМ, устанавливаемых на автомобилях, бронетранспортёрах и других мобильных носителях.
В Вооружённых Силах СССР первая ИСДМ появилась в начале 1980-х гг. На базе автомобильного шасси ЗИЛ-131В создан универсальный минный заградитель УМЗ, который, используя унифицированные мины, мог создавать заграждения различного назначения. За один проход УМЗ, в зависимости от типа мин, способен выбросить 180–540 противотанковых или 720–12 960 противопехотных мин. Дальность заброса от 55 до 120 м. Следующим шагом в развитии отечественных ИСДМ стало создание сразу нескольких образцов заградителей серии «Клещ-Г», как на колёсном, так и на гусеничном шасси. Машины снабжены современными средствами связи и управления, усилено их бронирование, увеличена скорость выброса боеприпасов, обеспечена автоматическая фиксация параметров минного заграждения на цифровых картах.
С декабря 2020 г. на вооружение инженерных войск Вооружённых Сил Российской Федерации стала поступать ИСДМ нового поколения – «Земледелие», которая не имеет аналогов среди зарубежных образцов. Система предназначена для оперативного создания минных полей на особо опасных направлениях на расстоянии от 5 до 15 км. Состав комплекса: боевая машина на восьмиколёсном бронированном шасси КамАЗ, транспортно-заряжающая машина и транспортно-пусковые контейнеры с инженерными боеприпасами – ракетами, в каждой из которых несколько десятков противопехотных или противотанковых мин. Боевая машина имеет 2 блока на 25 ракет каждый, оснащена спутниковой навигационной системой, компьютером и метеостанцией, что позволяет вносить коррективы и учитывать влияние погоды на полёт ракет. В соответствии со 2-м протоколом Конвенции ООН от 23 сентября 1979 г. о запрещении или ограничении применения конкретных видов оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие (Протокол о запрещении или ограничении применения мин, мин-ловушек и других устройств с поправками, внесёнными 3 мая 1996), каждая мина оборудована программируемыми самоликвидаторами.