Инженерные войска
Инжене́рные войска́, специальные войска, предназначенные для инженерного обеспечения общевойсковых операций (боевых действий) с использованием средств инженерного вооружения, а также для нанесения потерь противнику путём применения инженерных боеприпасов. Входят в состав вооружённых сил (сухопутных войск) большинства государств. Организационно состоят из соединений, частей и подразделений различного назначения. Ведут инженерную разведку; выполняют фортификационное оборудование местности, пунктов управления, районов, рубежей, включая возведение укрытий и огневых сооружений; устраивают различные инженерные заграждения (в первую очередь минные поля), проделывают и содержат проходы в них, производят различные разрушения (мостов, дорог и др.), разминируют местность и объекты; подготавливают пути движения и манёвра войск и др. (Инженерные войска). Выполняют следующие основные задачи:
инженерная разведка и противодействие системам разведки противника;
маскировка и проведение имитационных работ;
строительство фортификационных сооружений и заграждений;
разминирование;
строительство мостов и переправ через водные преграды;
очистка воды для потребления воинскими подразделениями и др. (Инженерные войска в РФ. Справка // РИА Новости).
К числу важных задач относятся также строительство дорог, обустройство взлётно-посадочных полос аэродромов, портовых сооружений, обеспечение расположения войск на местности. Кроме того, они принимают активное участие в дезинформации противника. Особая задача – ликвидация последствий применения противником оружия массового поражения (Инженерные войска).
Предпосылки формирования будущих инженерных войск уходят в глубокую древность, когда для боевых действий воинских подразделений создавались различного рода полевые укрепления, крепости, переправы и т. п. Бронированная машина разминирования БРМ-3 Инженерных войск РФ.Организационно оформленные инженерные войска появились гораздо позднее, в 17 в., вначале во Франции, а потом в армиях других европейских государств. В России инженерные кадры начали формироваться после указа Петра I от 10(21) января 1701 г. об открытии в Москве школы на Пушечном дворе. (21 января Указом Президента РФ от 31 мая 2006 объявлено Днём инженерных войск России.) В 1719 г. ещё одна школа открыта в Санкт-Петербурге, а в 1723 г. они были объединены в одну – Петербургскую. (Инженерные войска на службе России // Министерство обороны Российской Федерации). Согласно указу Петра I (1713) все офицеры в свободное время были обязаны изучать инженерное дело, что способствовало увеличению числа технически грамотных кадров в армии (Будник. 2011. С. 44).
Военные инженеры участвовали в строительстве городов Санкт-Петербурга, Кронштадта, военных портов и морских крепостей на Чёрном море – в Херсоне, Севастополе, Николаеве, Одессе. Приказом о военных чинах императора Александра I от 3(15) июля 1817 г. в российской армии введена должность генерал-инспектора армии по инженерной части, который обеспечивал контроль за правильностью несения службы во всех подведомственных структурных подразделениях и готовил предложения об исправлении выявленных недостатков. Должность генерал-инспектора занимали члены Императорской фамилии: с 1818 по 1825 гг. – великий князь Николай Павлович, с 1825 г. и до упразднения должности в 1849 г. её занимал великий князь Михаил Павлович. В 1852 г. должность восстановлена, и на неё назначен великий князь Николай Николаевич Старший. По указанию императора Александра III от 28 апреля (10 мая) 1891 г. она снова упразднена, но позднее указом императора Николая II от 11(24) сентября 1904 г. вновь восстановлена. Генерал-инспектор по инженерной части обеспечивал контроль за правильностью несения службы во всех подведомственных структурных подразделениях и готовил предложения об исправлении выявленных недостатков (Ганичев И. А. Генерал-инспектор по инженерной части // WWW.IMHA.RU).
Во время Крымской войны 1853–1856 гг. была развернута масштабная подземная минная война между противоборствующими сторонами. Инженерная машина разграждения Инженерных войск РФ.В ходе Севастопольской обороны 1854–1855 гг. российские военные инженеры во главе с Э. И. Тотлебеном возвели оборонительные сооружения, позволившие около года противостоять атакам противника. Подземно-минная борьба активно велась во время русско-японской войны 1904–1905 гг. при обороне крепости Порт-Артур. Опыт этой войны был учтён в Первой мировой войне 1914–1918 гг., когда недостаточно глубокая очаговая оборона уступила место эшелонированному построению обороны, благодаря которой были построены тысячекилометровые оборонительные рубежи. В условиях позиционной борьбы особая роль отводилась созданию позиций сплошных траншей и ходов сообщений, сооружение дзотов, укрытий и др.
В РККА инженерные войска создавались на базе Главного военно-технического управления. Проведённая после окончания гражданской войны 1917–1922 гг. военная реформа способствовала дальнейшему их развитию, особенно в таких областях, как фортификация, минно-подрывное дело, устройство заграждений, строительство военных дорог, мостов, оборудование переправ, маскировка и др. В межвоенный период события на КВЖД (1929), у озера Хасан (1938), на реке Халхин-Гол (1939) и во время советско-финляндской войны 1939–1940 гг. показали необходимость технического перевооружения и и оснащения инженерных войск новой инженерной техникой.
Исключительно важную роль сыграли инженерные войска в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Ими было подготовлено свыше 400 тыс. км войсковых путей и дорог и оборудованы переправы на всех водных преградах от Волги до Эльбы, построено 11 тыс. мостов общей протяжённостью 660 км (Инженерные войска на службе России). В послевоенные годы государственных наград и почётных наименований удостоены 969 инженерных соединений и частей, 196 из которых стали гвардейскими (Приказ Министра обороны Российской Федерации от 16 января 2013 г. №11 «О праздновании Дня инженерных войск» // Министерство обороны Российской Федерации).
Появление и принятие на вооружение ракетно-ядерного оружия в середине 20 в. поставило перед инженерными войсками совершенно новую задачу – подготовки личного состава к ликвидации последствий ядерного нападения и действиям на местности в условиях радиационной и бактериологической опасности. Инженерная машина «Объект 153» УБИМ.Соответственно требовалось дальнейшее развитие инженерных войск, средств инженерного вооружения и особенно технического переоснащения, которое, по оценке начальника Инженерных войск ВС РФ генерал-лейтенанта Ю. М. Ставицкого, почти на 30 % повышало эффективность работы военных инженеров (Степанов А. Ставицкий: Робот поможет штурмовым подразделениям под огнём противника // RG.RU).
Опыт проведения Специальной военной операции показал, что в условиях ведения боевых действий с применением обычных вооружений и боевой техники инженерные войска должны решать новые задачи, в том числе участвовать в штурмовых действиях. В связи с этим Министерство обороны РФ начало осуществлять программу перевооружения и усиления инженерных полков и бригад, увеличения их боевых возможностей за счёт создания новых подразделений, оснащённых специализированной и разведывательной техникой – принципиально новыми, универсальными бронированными инженерными машинами на базе танка Т-90, способными, помимо разминирования территории, преодолевать мощные инженерные заграждения на подготовленных линиях обороны, преодолевать практически все распространённые виды противотанковых заграждений, разрушать фортификационные укрепления противника любой сложности, и машинами инженерной разведки, бортовое оборудование которых позволяет обнаружить любые типы инженерных заграждений, укрытия, а также минные поля (Михайлов А. В дело с техникой: инженерные войска переориентируют на штурмовые действия / А. Михайлов, Ю. Леонова, А. Фёдоров// Известия).