«Вульгарное искусство»
«Вульга́рное иску́сство» (艳俗艺术, пиньинь Yànsú yìshù), направление в китайском изобразительном искусстве 1990-х гг.
Появилось позднее политического поп-арта и циничного реализма, сосуществовало с ними. Работы художников этого направления отличаются яркостью колорита, простотой и поверхностностью смыслов. Исследователь современного китайского искусства Э. Уэлш отнёс возникновение «вульгарного искусства» к 1996 г. (Welsh. 2005. P. 302), а обозначение для него ввёл арт-критик Ли Сяньтин, когда переводил на китайский язык слово «китч». Он создал неологизм «яньсу» (艳俗), состоящий из слов «кричащий» (о цвете; 艳, янь) и «вульгарный» (俗, су). В международном употреблении принят английский вариант «gaudy art» (буквально – безвкусное, цветастое искусство).
«Вульгарное искусство» было прямым отражением китайской культуры потребления и повседневной жизни 1990-х гг., которая, по мнению куратора и критика Ляо Вэнь, «увязла» в китче (Liao Wen. 2010). В этом направлении объединены наиболее узнаваемые символы западного капитализма и общества потребления, образы китайских лубочных картин няньхуа.
Кроме того, «вульгарное искусство» заимствовало типажи из произведений социалистического реализма – солдат Народно-освободительной армии Китая и пионеров, обращалось к характерным изображениям Мао Цзэдуна, на которых великий кормчий был представлен молодым, сильным и счастливым. С помощью техники коллажа художники соединяли эти элементы, достигая эффекта китча. Они также применяли технику резьбы по дереву, напоминающую о клише для печати няньхуа, и использовали цветной лак, который вкупе с многообразием цветочных мотивов делал произведения ещё более пёстрыми и вызывающими [деревянный лакированный рельеф «Добро пожаловать, добро пожаловать» («Девочка»), частное собрание; коллаж с использованием дерева и лака «Встречайте всемирно знаменитый бренд», 2000, Художественная галерея Нового Южного Уэльса, Сидней; авторы обеих работ – братья Ло].
В 2000-х гг. братья Ло (Ло Вэйдун, Ло Вэйбин и Ло Вэйго) создали ряд скульптур из стеклопластика и армированного пластика. Как отмечал Ли Сяньтин, на последователей «вульгарного искусства» повлияло творчество американского художника Дж. Кунса, известного своими китчевыми скульптурами (Li Xianting. 2000).
Во 2-й половине 1990-х гг. Ли Сяньтин выступил куратором нескольких выставок «вульгарного искусства»: «Вульгарная жизнь» (1996, галерея «Ваньфун», филиал в Пекине), «Модель для масс» («Пример для масс»; 1996, Пекинский художественный музей в храме Ваньшоу) и «О-ля-ля китч» (1999, Музей современного искусства Тэда, Тяньцзинь); их экспонентами были братья Ло, Фэн Чжэнцзе, Ван Цзиньсун, Ци Чжилун, Сюй Ихуэй, Ян Вэй и др.
После 2006 г. Ли Сяньтин отошел от кураторской деятельности. По его словам, «вульгарное искусство» не могло превзойти китчевую реальность и в ходе рыночного бума 2000-х гг. потеряло смысл (Yinghua Lu. 2016). В свою очередь, Э. Уэлш писал, что бессмысленное воспроизведение культурных знаков и традиционных мотивов превратило последователей этого направления в остроумных, но маргинальных комментаторов (Welsh. 2005).