Восточно-Сибирское море
Восто́чно-Сиби́рское море, окраинное море Северного Ледовитого океана у северо-восточных берегов Азии, между Новосибирскими островами и островом Врангеля. На западе граничит с морем Лаптевых, соединяясь с ним проливами: Дмитрия Лаптева, Этерикан и Санникова, на востоке – с Чукотским морем, с которым соединяется проливом Лонга. Северная граница проходит по краю материковой отмели, примерно по изобате 200 м (79° с. ш.). Площадь 913 тыс. км2, объём 49 тыс. км3. Наибольшая глубина 915 м.
Береговая линия изрезана относительно слабо. Заливы: Чаунская губа, Колымский залив, Омуляхская и Хромская губы. Острова: Новосибирские, Медвежьи, Айон и Шалаурова. Некоторые острова целиком сложены из ископаемого льда и песка и подвергаются интенсивному разрушению. В море впадают крупные реки: Колыма, Алазея, Индигирка, Хрома. Побережье западной части моря (до реки Колыма) – низменное и сложено вечномёрзлыми аллювиально-морскими отложениями четвертичного возраста, включающими линзы ископаемого льда. Восточное побережье (от реки Колыма до пролива Лонга) гористое, местами обрывистое, сложено коренными породами; здесь развит денудационный тип берегов.
Рельеф и геологическое строение дна
Море мелководное, относится к типу материковых окраинных морей, почти полностью лежит на шельфе, 72 % площади его дна имеют глубины до 50 м. Подводный рельеф шельфа, образующего ложе моря, представляет собой равнину, слабо наклонённую с юго-запада на северо-восток. Дно западной части моря – плоская мелководная равнина, здесь расположена Новосибирская отмель. В южной части отмечены неглубокие желоба – следы древних речных долин доледникового и ледникового времени. Наибольшие глубины находятся в северо-восточной части. Современные донные осадки состоят в основном из песчанистого ила, содержащего раздробленные валуны и гальку, принесённые льдом.
Земная кора Восточно-Сибирского моря характеризуется континентальным типом строения; мощность земной коры составляет 30–35 км. Регион сейсмически пассивен. Верхние горизонты земной коры относятся к области позднемезозойской складчатости, завершившейся в раннем мелу. В северной части моря, где располагается блок с древней домезозойской континентальной корой (гипотетическая древняя Гиперборейская платформа), складчатые комплексы, возможно, имеют более древний возраст. В позднем мезозое в земной коре моря широко проявился рифтогенез, благодаря чему сформировалась система крупных осадочных прогибов, имеющих в плане сложный рисунок. Выделяются 3 фазы рифтогенеза: в раннем мелу, палеоцене и эоцене. Благодаря сейсмическим исследованиям в рифтогенных прогибах изучено строение осадочной толщи, в некоторых из них мощность осадков превышает 2 км. В основании ряда прогибов в сейсмических записях выделяются пачки высокоамплитудных отражений, которые интерпретируются как базальты; их возраст датируется ранним мелом. Предполагается, что период базальтовых излияний относится к началу рифтогенеза. Перспективы нефтегазоности в некоторых рифтогенных прогибах оцениваются как весьма высокие.
Климат
Климат Восточно-Сибирского моря арктический. Зимой под влиянием Сибирского максимума над морем преобладают холодные юго-западные и южные ветры. Средние температуры воздуха в феврале от −28 до −30 °C (минимальная −50 °C); в июле в южной части от 3 до 7 °C, в северной – от 0 до 2 °C. В летнее время погода над Восточно-Сибирским морем преимущественно пасмурная с мелким моросящим дождём, иногда мокрым снегом; преобладают ветры северных направлений. Осенью на побережье скорость северо-западных и северо-восточных ветров увеличивается до 20–25 м/c; в удалении от берега сила штормовых ветров достигает 40–45 м/с. В год выпадает 100–200 мм осадков.
Гидрологический режим
Материковый сток в Восточно-Сибирское море сравнительно невелик и составляет около 250 км3/год, из них сток Колымы 123 км3/год, Индигирки 58,3 км3/год. Речной сток почти полностью поступает в летнее время (90 %).
Основная часть вод Восточно-Сибирского моря представлена поверхностными арктическими водами. В приустьевых районах распространены воды, образованные в результате смешения речной и морской вод. Зимой вблизи устьев рек температура поверхностных вод изменяется от −0,2 до −0,6 °C, а у северной границы моря от −1,7 до −1,8 °C. Летом распределение температуры поверхностных вод обусловлено ледовой обстановкой. В заливах и бухтах 7–8 °C, в свободных ото льда районах 2–3 °C, а у кромки льда около 0 °C. Солёность поверхностных вод возрастает с юго-запада на северо-восток от 10–15 ‰ вблизи устьев рек до 30–32 ‰ у кромки льда. Большую часть года Восточно-Сибирское море покрыто льдом. В восточной части плавучие льды остаются у берегов даже летом. Характерная особенность льдов – развитие припая, который наиболее широко распространяется в западной мелководной части моря, где его ширина достигает 600–700 км; в центральных районах у побережья – 250–300 км, к востоку от мыса Шелагский он занимает узкую прибрежную полосу 30–40 км. К концу лета толщина припая 2 м. За припаем располагаются дрейфующие льды – однолетние и двулетние, толщиной 2–3 м; дрейф льдов зависит от циркуляции воздушных масс. На севере встречается многолетний арктический лёд. В западной части моря между припаем и дрейфующими льдами существует многолетняя полынья, по которой проходит Северный морской путь. Существование полыньи зимой связано с отжимными ветрами и приливными течениями. В восточной части припай смыкается с дрейфующими льдами, и полынья закрывается. Течения образуют циклонический круговорот; в северной части течение направлено на запад, в южной – на восток. Приливы правильные полусуточные, амплитуда колебаний уровня до 25 см.
Экологическая обстановка Восточно-Сибирского моря характеризуется как благополучная в связи со слабым хозяйственным использованием этого района. Незначительно загрязнён мелководный шельф, подверженный влиянию речного стока, и в результате термоабразионного разрушения берегов в атмосферу поступают парниковые газы (углекислый газ и метан).
История исследования
Начало освоения Восточно-Сибирского моря русскими мореходами относится к 17 в., когда вдоль побережья между устьями рек совершались плавания на кочах. В 1648 г. С. Дежнёв и Ф. Попов совершили плавание от устья реки Колыма до Берингова пролива и устья реки Анадырь. В 18 в. произведены первые работы по описанию побережья и островов Восточно-Сибирского моря, составлены карты. Особенно значительные работы проделали участники Второй Камчатской экспедиции [Великой Северной экспедиции (1733–1743)]. Уточнение контуров берегов было выполнено Усть-Янской и Колымской экспедициями под руководством П. Ф. Анжу (1822) и Ф. П. Врангеля (1820–1824), их именами названы острова в Восточно-Сибирском море. В 20 в. карты уточнялись К. А. Воллосовичем (1909) и Г. Я. Седовым (1909), а также во время работ гидрографической экспедиции в Северном Ледовитом океане (1910–1915). После 1932 г., когда ледокольный пароход «А. Сибиряков» за одну навигацию прошёл Северным морским путём, в Восточно-Сибирском море совершаются регулярные рейсы судов.
Хозяйственное использование
Прибрежная зона характеризуется как район со слабой хозяйственной деятельностью. Растительный и животный мир Восточно-Сибирского моря беден из-за суровых ледовых условий. Но в районах, примыкающих к устьям рек, встречаются омуль, сиг, хариус, полярная корюшка, навага, полярные треска и камбала, лососёвые – голец и нельма. Из млекопитающих встречаются морж, тюлени, белый медведь; из птиц – кайры, чайки, бакланы. Рыбный промысел имеет местное значение. По Восточно-Сибирскому морю проходит Северный морской путь; главный порт Певек (Чаунская губа). Восточно-Сибирское море – перспективный нефтегазоносный район, освоение которого затруднено из-за суровых природных условий.
22 мая 2020 г. в порту Певек пришвартована плавучая атомная теплоэлектростанция (ПАТЭС) «Академик Ломоносов». На ней установлены два энергоблока КЛТ-40С (разработаны и произведены Опытным конструкторским бюро машиностроения имени И. И. Африкантова в Нижнем Новгороде) суммарной электрической мощностью 70 МВт (также могут быть использованы для опреснения морской воды). ПАТЭС заменит Билибинскую АЭС (первый энергоблок остановлен в 2019, остальные три планируют остановить к 2025).