Волгоградская область. Хозяйство. Транспорт
Тра́нспорт Волгогра́дской о́бласти, важный сектор экономики субъекта Российской Федерации, обеспечивающий перевозку грузов и пассажиров.
Транспортный комплекс Волгоградской области представлен автомобильным, железнодорожным, внутренним водным (речным, с использованием судов типа «река – море»), воздушным и трубопроводным транспортом.
Рисунок транспортной сети области определяет её географическое положение между центром Европейской части России и северной частью Каспийского региона, между Уралом и Кавказом, а также Уралом и Донбассом. Волгоградская область расположена на пути из России в страны Ближнего и Среднего Востока, Казахстан и страны Средней Азии; её транспортная система используется для перевозки грузов по международному транспортному коридору (МТК) «Север – Юг» (из Индии и Ирана до Санкт-Петербурга и далее в страны зарубежной Европы). Почти все важнейшие автомобильные и железные дороги, магистральные трубопроводы, проходящие по территории области, имеют направление с северо-запада на юго-восток или с северо-востока на юго-запад. Важную роль для перевозки главным образом грузов играют реки Волга (протекает с севера на юг по восточной части области) и Дон (с севера на юг по её западной части), соединённые Волго-Донским судоходным каналом (ВДСК). Волгоград – один из важнейших транспортных узлов на юге России. Здесь действует единственная в области переправа через реку Волга: по плотине Волжской ГЭС (1950–1958) проходят автомобильная и железная дороги, по автомобильному Волгоградскому мосту (1994–2009) – автомобильная дорога. Благодаря созданной в Европейской части России единой глубоководной системе общей протяжённостью 6,5 тыс. км Волгоград, как и Москва, является «портом пяти морей».
Основную часть грузов и пассажиров в Волгоградской области перевозит автомобильный транспорт. Общая протяжённость автомобильных дорог общего пользования с твёрдым покрытием составляет 17 731,1 км (2021), их средняя плотность – 157,1 км на 1 тыс. км2 [в 2015 – 147,8 км на 1 тыс. км2; в 2010 – 117,0 км на 1 тыс. км2; в 2021 в среднем в России – 65 км на 1 тыс. км2; в среднем в Южном федеральном округе (ЮФО) – 239 км на 1 тыс. км2].
Удельный вес автомобильных дорог с твёрдым покрытием в общей протяжённости автомобильных дорог общего пользования – 46,2 % (2021). Протяжённость автомобильных дорог федерального значения составляет 1204,1 км (2021; 6,8 % общей длины автомобильных дорог с твёрдым покрытием), регионального и межмуниципального значения – 8157,4 км (46,0 %).
По территории Волгоградской области проходят автомобильные дороги федерального значения: Р-22 «Каспий» (автомобильная магистраль М-4 «Дон» в Московской области – Тамбов – Борисоглебск – Волгоград – Астрахань, подъезды к Саратову и Элисте; с 2019 строится автомобильная дорога в обход Волгограда), Р-228 (Сызрань – Саратов – Волгоград), Р-229 (Самара – Пугачёв – Энгельс – Волгоград; строится с 2021) и Р-260 (Волгоград – Каменск-Шахтинский – Луганск).
Объём грузов, перевозимых автомобильным транспортом, составляет 15,6 млн т (2022; 0,3 % от общероссийского объёма и 9,1 % объёма грузов, перевозимых в ЮФО; в 2020 – 11,9 млн т; в 2015 – 17,9 млн т; в 2010 – 15,0 млн т; в 2005 – 22,7 млн т), грузооборот автомобильного транспорта – 2734 млн т-км (0,9 % и 11,3 % соответственно; в 2020 – 2472 млн т-км; в 2015 – 1971 млн т-км; в 2010 – 1173 млн т-км; в 2005 – 1201 млн т-км).
Объём перевозимых пассажиров автобусами общего пользования – 115,6 млн пассажиров (2022; 1,4 % от общероссийского объёма и 14,2 % объёма перевозок пассажиров в ЮФО; в 2020 – 176,1 млн; в 2010 – 119,9 млн; в 2010 – 247,8 млн; в 2005 – 249,7 млн), пассажирооборот автобусного транспорта – 1850 млн пассажиро-км (1,7 % и 14,8 % соответственно; в 2020 – 3253 млн пассажиро-км; в 2015 – 2502 млн пассажиро-км; в 2010 – 3548 млн пассажиро-км; в 2005 – 3337 млн пассажиро-км).
Число автобусов общего пользования в Волгоградской области составляет 216,4 тыс. единиц (2021), в расчёте на душу населения – 85 единиц на 100 тыс. жителей (62-е место среди субъектов РФ; на 14,2 % меньше, чем в среднем в России, и на 17,5 % меньше, чем в среднем в ЮФО).
Общая протяжённость железных дорог общего пользования в Волгоградской области – 1 617,2 км (2022), их средняя плотность – 143 км на 10 тыс. км2 (в среднем в России – 51 км на 10 тыс. км2, в среднем в ЮФО – 165 км на 10 тыс. км2).
По территории Волгоградской области проходят несколько важных железных дорог, основная часть которых сооружена в 19 в. и в начале 20 в.: Волго-Донская [Царицын (ныне Волгоград) – Калач-на-Дону; 1862], Грязи – Царицын [на территории Волгоградской области: Дуплятка – Филоново (обе станции – 1870; от Алексиково – ответвление на Урюпинск, 1871; в 2011–2020 регулярное движение поездов отсутствовало) – Иловля – Царицын (1871)], Тамбов – Камышин (на территории области: Елань – Петров Вал – Камышин, 1894), Царицын – Тихорецкая (1897), Царицын – Лихая (1900), Красный Кут – Верхний Баскунчак (1907), станция Ахтуба (близ г. Ахтубинск) – Сталинград (ныне Волгоград) и Волжская рокада (Свияжск – Ульяновск – Сызрань – Саратов – Петров Вал – Иловля; обе – 1942). Почти вся сеть железных дорог области относится к Приволжской железной дороге (кроме участков Балашов – Матышево и Поворино – Половцево на северо-западе области, относящихся в Юго-Восточной железной дороге). В числе двухпутных железных дорог – Волжская рокада, Волгоград – Тихорецкая (обе электрифицированы), Волгоград – Лихая и Волгоград – Верхний Баскунчак. Всего действуют свыше 70 железнодорожных грузовых, участковых и сортировочных станций.
Объём перевозимых железнодорожным транспортом грузов – 15,2 млн т (2022; 1,1% в России и 17,1 % в ЮФО; в 2020 – 15,5 млн т; в 2015 – 17,1 млн т; в 2010 – 16,1 млн т; в 2005 – 20,3 млн т), объём перевозок пассажиров – 4241 тыс. (0,4 % и 8,2 %; 2753 тыс., 4117 тыс., 4314 тыс. и 7376 тыс. соответственно).
В Волгограде действует единственная в России система метротрамвая (1984) – скоростного трамвая, легкорельсового общественного транспорта с наземным и подземным участками.
Общая протяжённость внутренних водных путей в Волгоградской области составляет 1521 км (2021), с гарантированными габаритами судового хода – 580,3 км. На территории области реки Волга и Дон судоходны на всём протяжении, для судоходства активно используется ВДСК. Важную роль для судоходства играют Волгоградское и Цимлянское водохранилища. Волга обеспечивает выход в Каспийское море, а через систему судоходных Волго-Балтийского и Беломоро-Балтийского каналов – соответственно в Балтийское и Белое моря; Дон – в Азовское, Чёрное и далее в Средиземное и другие моря. Объём перевозимых внутренним водным транспортом грузов – 2,5 млн т (2020). Для перевозки грузов используют танкеры типа «Волгонефть» (грузоподъёмность 4–5 тыс. т), сухогрузы типа «Волго-Дон» (5–5,3 тыс. т), танкеры и универсальные суда, а также баржи пароходства «Волготанкер» (9–10 тыс. т; крупнейшие на речном флоте России). Действуют речные порты: грузовой Татьянка (в южной части Волгограда; единственный в области не оснащённый железнодорожными подъездными путями), Волжский грузовой (г. Волжский), Камышинский (г. Камышин; все три – на Волге) и Калачёвский (г. Калач-на-Дону).
В Волгоградской области действует один аэропорт – Международный аэропорт Волгоград (Гумрак; открыт в 1952 на базе бывшего военного аэродрома, который сохранял этот статус до 1997; статус международного с 1994; 1440,7 тыс. пассажиров в 2021), а также несколько вертолётных площадок санитарной авиации при крупнейших медицинских центрах в Волгограде, Волжском, Камышине и Урюпинске.
По территории Волгоградской области проходят магистральные нефтепроводы Самара – Волгоград – Тихорецк и Самара – Лисичанск; магистральный нефтепродуктопровод Самара – Камышин – Волгоград – Сальск – Новороссийск; магистральные газопроводы «Союз» (Оренбург – Ужгород), Оренбург – Губкин и Саратов – Волгоград.