Философы

Вольтман Людвиг

Во́льтман Лю́двиг (Ludwig Woltmann) (18.2.1871, Золинген, ныне земля Северный Рейн-Вестфалия – 30.1.1907, Генуя), немецкий физический и , один из создателей .

Родился в семье плотника, со временем ставшего владельцем мебельного магазина. Изучал медицину и философию в , там же получил в 1896 г. учёные звания доктора медицины и доктора философии.

В 1900 г. Л. Вольтман участвовал в организованном промышленником конкурсе на лучшую работу, использующую для объяснения политического развития и государственного законодательства. Большинство участников конкурса подчёркивали ключевую роль биологии на основе дарвиновского принципа выживания сильнейших. Победителем стал евгенист Вильгельм Шальмайер (1857–1919), исходивший из дарвиновской борьбы за существование. Хотя трактат Вольтмана «Политическая антропология» занял третье место, участие в конкурсе сделало его влиятельным автором. Поначалу он пытался совместить с дарвинизмом, превращая классовую борьбу в расовую. Но к 1900 г. он сдвинулся к философии расовой борьбы. При этом он оставался , и все его работы были проникнуты антибуржуазным духом.

В 1902 г. Вольтман основал журнал Politisch-Anthropologische Revue, где пытался применять открытые биологические законы к общественной жизни и утверждал, что именно являются авангардом человечества. В основе его расовой классификации было понятие о красоте тела, т. е. эстетический критерий, базирующийся на европоцентризме. Идеалом красоты он считал «нордическую (арийскую) расу», и, по его мнению, именно немцы обладали самыми совершенными пропорциями тела. Расовое смешение, как он считал, ухудшало эти качества и нарушало гармонию, причём Вольтман полагал, что вместе с этим падали и умственные способности. Кроме того, Вольтман утверждал, что «германская раса» была обречена на мировое господство и для своего развития имела право на завоевание других земель. Тем самым он оправдывал . Обращаясь к истории, он утверждал, что все великие достижения Западного мира были связаны с творчеством «нордической расы». По его словам, именно её представителям Италия должна быть благодарна за , и именно они совершили . При этом он ссылался на физические черты этих деятелей.

Фактически Л. Вольтман отказался от марксистского интернационализма в пользу национальных ценностей. Его рассуждения о классовой борьбе были окрашены расовыми представлениями, отдававшими приоритет именно немецкому пролетариату. В то же время он утверждал, что переход от общества к привёл к ухудшению расы, чему способствовали современные городские конгломераты.

Для Вольтмана классовая борьба была лишь одним из видов расовой борьбы за существование. Фактически он выступал не за упразднение классовых различий, а за формирование «расово чистой» здоровой нации. Он мечтал видеть германскую нацию состоящей из людей, биологически хорошо приспособленных к окружающей среде. На его взгляд, вначале этому способствовал, но затем превратился в господство узкой группы, что обрекало расу на деградацию. Он верил, что жизнеспособности «германской расы» будут способствовать не экономические достижения, а хорошие биологические качества.

Примечательно, что Вольтман не был , в отличие от некоторых других идеологов расизма (, ). Из-за этого, а также из-за его преданности дарвинизму, мыслители, если и принимали его построения, то с большими оговорками. Ведь они отвергали дарвинизм как «английскую болезнь». Им не подходила и идея , так как они желали видеть «нордическую расу» устойчивой и, тем самым, сильной, не поддающейся естественному отбору. Но идеи Вольтмана о внутренней революции и внешней экспансии им вполне подходили.

Л. Вольтман не дожил до прихода к власти в 1933 г. Погиб в результате несчастного случая в январе 1907 г.

  • История этнологии и антропологии
  • История Германии