Гюнтер Ганс
Гю́нтер Ганс, Ханс Фридрих Карл Гюнтер (Hans Friedrich Karl Günther) (16.2.1891, Фрайбург – 25.9.1968, там же), немецкий публицист, теоретик расизма, оказавший влияние на идеологию национал-социализма.
Из семьи музыканта. Изучал сравнительную лингвистику в Университете имени Альберта – Людвига во Фрайбурге, где посещал также лекции по географии и зоологии, в 1911 г. провёл семестр в Сорбонне; в 1914 г. защитил диссертацию о народной книге и средневековом фольклоре. Участвовал в 1-й мировой войне, сначала в пехоте, а затем санитаром Красного Креста.
Свою первую книгу «Рыцарь, Смерть и Дьявол. Героическая мысль» Г. Гюнтер опубликовал в 1920 г. в мюнхенском издательстве Ю. Ф. Лемана, выпускавшем работы националистической, антисемитской и расистской направленности. Леман побудил Гюнтера заняться расовыми исследованиями и писать популярные сочинения о роли расы в истории.
Обучаясь в 1922 г. в Венском университете и совмещая это с работой в Музее зоологии и народоведения в Дрездене (Museum für Tierkunde und Völkerkunde Dresden), Гюнтер издал свой самый популярный труд – «Расология немецкого народа» (к 1935 он выдержал 16 изданий), сделавший его ведущим автором в области «биологического национализма» и «нордической идеи», утверждающей превосходство «нордической расы» и её право на мировое господство. Позднее эти взгляды оказали большое влияние на нацистскую евгеническую политику. Гюнтер писал об упадке «нордической расы» в Англии и других странах Западной и Центральной Европы в результате расового смешения, вызванного Французской революцией 18 в. Он призывал к стерилизации душевнобольных и преступников и осуждал представителей «альпийской расы» (термин введён Ж. В. де Лапужем для населения Центральной Европы с примыкающими областями. Её отличали брахикефалия и тёмные волосы; Lapouge G. V. de. Race et milieu social. Paris, 1909) за приписываемые им трусость и преступность.
В 1923 г. Гюнтер ненадолго переехал в Норвегию, где познакомился с будущим главой норвежских нацистов В. Квислингом. В 1924 г. он посетил Уппсалу (Швеция) с лекциями, а в 1925 г. переехал с семьёй вначале туда, а затем в Стокгольм, где жил вплоть до 1928 г. В книге «Расология Европы» (1924) он представлял Швецию «сравнительно чистой (в расовом смысле) нордической страной» (Günther H. Rassenkunde Europas. München : J. F. Lehmann, 1929. S. 124–125). Гюнтер утверждал, что только нордическая раса была способна создавать цивилизации, а упадок цивилизаций связывал с истощением «нордического элемента». В 1928 г. он издал «Расовую историю эллинского и римского народов», а в 1929 г. – «Расовую историю еврейского народа». Основываясь на работе американского расового антрополога У. Рипли, Гюнтер выделял в Европе четыре расы: «нордическую» (северную), «восточную» (альпийскую), «западную» (средиземноморскую) и «динарскую» (балканскую). Термин «нордическая раса» предложил Ж. Деникер (Deniker J. Les races et les peuples de la terre. Paris, 1926. P. 409–410, 422) взамен «арийской расы», чтобы избежать ассоциации биологии с языком. Её отождествляли с доминирующей группой населения Северной Европы от Балтии и Скандинавии через Северную Германию до Англии с такими отличительными признаками как долихокефалия, светлые глаза и светлые волосы. Именно эту группу расисты считали «высшей расой».
В европейцах Гюнтер видел представителей нескольких рас, которые по-разному смешивались и сочетались в каждом народе, причём верил, что физические и психические черты были тесно связаны друг с другом. Немцы виделись ему смешанным народом, лишь частично относившимся к «нордическому типу». Таким образом, не обнаружив «чистых рас», фактически Гюнтер продемонстрировал, что «антропологический тип» был статистической конструкцией, т. е. идеалом, который нигде в мире не встречался. Тем не менее, признавая гетерогенный состав современных народов, он настаивал на исконной чистоте расы. И изучение европейских народов служило ему основой для вычленения таковых. Он писал, что, как бы люди ни смешивались, они всегда сохраняли определённые черты исходных «чистых рас». Иначе он относился к евреям, которые, по его мнению, подвергались «антиселекции» и становились «антирасой» со свойственным ей «паразитизмом». Так он исключил евреев из человеческого вида, что стало научным оправданием геноцида.
Исследовательский метод Гюнтера заключался в том, что он (фактически субъективно) вычленял из исследуемого объекта «расовые элементы», а затем конструировал из них расу. Поэтому большое внимание он уделял визуальным изображениям – скульптурам, рисункам, фотографиям.
В 1928 г. Г. Гюнтер переехал из Швеции в Дрезден. Весной 1930 г. при поддержке пронацистских политиков Тюрингии стал профессором кафедры социальной антропологии в Йенском университете, где были популярны социальный дарвинизм и евгеника, смешанные с антисемитизмом. На его первой лекции, посвящённой расовому вопросу, присутствовали нацистские лидеры во главе с А. Гитлером. Не имея специального образования в области физической антропологии, Гюнтер в силу популярности своих книг ещё в 1920-е гг. оказался самым влиятельным физическим антропологом в Германии и издавал там журнал по расологии Zeitschrift für Rassenkunde. Поначалу йенские специалисты его не признавали, но после прихода А. Гитлера к власти в 1933 г. атмосфера изменилась, и многие из них начали искать сотрудничества с ним (с 1932 он являлся членом Национал-социалистической немецкой рабочей партии, НСДАП).
В 1935 г. Гюнтер покинул Йену и стал профессором Берлинского университета, в 1939–1944 гг. преподавал в Университете Альберта – Людвига во Фрайбурге. В 1935–1937 гг. помогал гестапо стерилизовать «рейнландских бастардов» (детей немок от африканцев, сражавшихся во французской армии). В период нацистской диктатуры Гюнтер неоднократно получал награды, в частности, в 1935 г. получил премию НСДАП за научную деятельность, за что нацисты назвали его «гордостью НСДАП», в 1936 г. получил самую престижную в немецкой антропологии медаль Рудольфа Вирхова, а в 1941 г. Гитлер вручил ему медаль Гёте за высокие достижения в науке и искусстве.
После 2-й мировой войны Гюнтер на три года оказался в лагере для перемещённых лиц, а затем попал под суд за нацистские преступления, но был оправдан, так как его не сочли инициатором нацистских акций. Гюнтер не изменил своих взглядов и до конца жизни отказывался признавать Холокост. Он также оставался сторонником насильственной стерилизации и доказывал, что Европа страдала от переизбытка малообразованных людей, которым следовало бы воздерживаться от брака и деторождения. Его последняя книга была автобиографической и называлась «Мои впечатления от Адольфа Гитлера» (1969).