Военно-учебные заведения
Вое́нно-уче́бные заведе́ния, военные профессиональные образовательные учреждения, реализующие программы подготовки специалистов с высшим военным и средним военно-специальным образованием для структурных элементов военной организации государства и её вооружённых сил (ВС).
Первая информация о систематизированной подготовке специалистов для армии имеет отношение к эпохе Древнего Рима. Для завоевания больших территорий армиям Древнего Рима нужны были подготовленные (профессиональные) воины, умевшие не только хорошо сражаться в боевом строю, но и планировать сражения, осуществлять перемещение крупных воинских формирований на длинные дистанции, сооружать охраняемые лагеря, организовывать взаимодействие сухопутных группировок войск и военного флота.
Подготовка командного состава, основу которой составляли ежедневная физическая подготовка, упражнения с оружием, взаимодействие в строю, совершение длительных переходов в полном воинском снаряжении, выполнялась непосредственно в легионах, основных организационно-хозяйственных единицах в римской армии. Высшие должности в армии занимали патриции – господствующий класс в Римском государстве, – которые с малых лет готовились к службе в армии, но дополнительно с обычными воинскими упражнениями изучали тактические приёмы применения группировок войск в бою и сражении
В Средние века в Западной Европе подготовка кадров для армии осуществлялась в рыцарских академиях – сословных учебных заведениях для подготовки сыновей дворян к военной, гражданской и придворной службе. В таких учебных заведениях изучались военное дело, фехтование, верховая езда, придворный этикет. В Западной Европе, на всём протяжении её существования, постоянно шли войны, одни королевства и герцогства образовывали коалиции и союзы, завоёвывали соседние государства, другие основывали колонии на других континентах. Это приводило к постоянному совершенствованию вооружений, средств поражения, развитию артиллерии, фортификации, осадной техники, что, в свою очередь, имело следствием необходимость повышения уровня подготовки командного состава.
В 18–19 вв. для подготовки военных специалистов (офицеров) стали открываться военные гимназии и кадетские корпуса. В 1653 г. в Пруссии при курфюрсте Фридрихе Вильгельме были созданы 3 кадетские школы, которые в начале 1700-х гг. были переведены в Берлин и составили кадетский корпус.
Периоды зарождения, становления, совершенствования и развития военного образования в России
Точкой отсчёта систематизированного военного образования в России считается эпоха Петра I (1672–1725). В период его царствования происходит расширение границ государства, ведётся борьба за выход к морю (Азовские походы 1695–1696; Северная война 1700–1721; русско-турецкая война 1710–1713; Персидский поход 1722–1723). Потребности в подготовленных военных специалистах выросли многократно. Для повышения качества и профессионализма личного состава им введены обязательная личная пожизненная служба дворян и рекрутская повинность других сословий. Русская армия стала регулярной.
Условно становление системы военного образования в России разделено на 5 периодов:
1-й период – зарождение военного образования в России (до 2-й четверти 18 в.);
2-й период – становление системы военного образования в России (1726–1860);
3-й период – совершенствование системы военного образования в России (1860–1917);
4-й период – совершенствование системы военного образования в СССР (1917–1990);
5-й период – развитие системы военного образования в РФ (с 1990 поныне).
Зарождение военного образования в России
В 1701 г. в Москве основана первая школа математических и навигацких наук. В 1712 г. учреждена артиллерийская школа при артиллерийском полку, наряду с артиллерийской школой при бомбардирской роте Преображенского полка.
В 1712 г. инженерная школа была отделена от школы пушкарского приказа, которая ведёт историю с 1701 г. Отдельный инженерный класс появился в 1702 г. (к этому учебному заведению привязана история создания нынешней Военно-космической академии имени А. Ф. Можайского).
В 1715 г. в Санкт-Петербурге открыта Морская академия (Академия морской гвардии), а в 1719 г. – инженерная школа.
В 1720 г. созданы офицерские курсы при артиллерийском училище.
В 1721 г. при Петербургском лабораторном доме создана особая школа для уже состоящих на службе артиллеристов. В 1723 г. Московская и Санкт-Петербургская инженерные школы объединены. В 1730 г. в Санкт-Петербурге открыта Арифметическая артиллерийская школа, а в 1735 г. учреждена Чертёжная артиллерийская школа, вскоре к ней была присоединена и Арифметическая артиллерийская школа. Вновь образованное учебное заведение стало именоваться Санкт-Петербургской артиллерийской школой.
Становление системы военного образования в России
В 1726–1860 гг. внешняя политика государства была направлена на расширение и укрепление Российской империи, её положения в мире. Войны этого периода связаны не только с защитой интересов России, но и с решением внешнеполитических задач. Развивается система военного образования, возрастает потребность в подготовленных и воспитанных в духе преданности царю и Отечеству офицерских кадрах. В связи с этим на смену петровским специальным школам приходят кадетские корпуса по образцу созданных в государствах Западной Европы. В 1732 г. в Санкт-Петербурге учреждён по образцу существовавшего в Пруссии кадетский корпус. В 1743 г. корпус получил название Сухопутного (для отличия от Морского). Были объединены артиллерийская и инженерная школы, на их базе был образован Шляхетный кадетский корпус (1762).
В годы правления императора Павла I (1754–1801) в Гатчине было основано училище, преобразованное в 1798 г. в военно-сиротский дом (позднее переименован в Павловский кадетский корпус). В том же году Главное врачебное училище, созданное в Санкт-Петербурге в 1786 г., было преобразовано в Медико-хирургическую академию (Военно-медицинская академия имени С. М. Кирова).
В 1800 г. Сухопутный корпус переименован в 1-й кадетский корпус, а Артиллерийский и Инженерный кадетские корпуса объединены во 2-й кадетский корпус. Шкловское благородное училище, открытое в 1778 г. в Шклове, переведено в Гродно в качестве запасного отделения 1-го кадетского корпуса (впоследствии 1-й Московский кадетский корпус). Пажеский корпус, готовивший со времён Петра I придворных пажей, в 1802 г. преобразован в военно-учебное заведение, осуществлявшее подготовку кадровых офицеров для лейб-гвардии. В 1807 г. при 2-м кадетском корпусе образовано новое учебное заведение – Дворянский полк. Подготовку кадров для морского флота вели Балтийское и Черноморское штурманские училища, Петербургское училище корабельной архитектуры, Морское артиллерийское училище и новые мореходные школы.
В 1819 г. открыто Главное инженерное училище (ныне Военно-инженерная ордена Кутузова академия имени Героя Советского Союза генерал-лейтенанта инженерных войск Д. М. Карбышева), а в 1820 г. – Главное артиллерийское училище (ныне Михайловская военная артиллерийская академия).
Появились первые военно-учебные заведения для штабной службы: Петербургское училище колонновожатых (1810), Московское училище колонновожатых (1816) и школы для подготовки офицеров-квартирмейстеров при 1-й и 2-й армиях (1821). В 1822 г. императором Александром I утверждено Положение о Корпусе военных топографов и открыто в Санкт-Петербурге училище военных топографов [ныне факультет топогеодезического обеспечения и картографии (правопреемник Санкт-Петербургского высшего военно-топографического Краснознамённого ордена Красной Звезды командного училища имени генерала армии А. И. Антонова), структурное подразделение Военно-космической академии имени А. Ф. Можайского].
В 1832 г. для подготовки офицеров высшего звена открыта Императорская военная академия, от основания которой ведут историю такие военные академии, как Военная академия Генерального штаба Вооружённых Сил Российской Федерации; Военный учебно-научный центр Сухопутных войск «Общевойсковая ордена Жукова академия Вооружённых Сил Российской Федерации». В 1856 г. в Санкт-Петербурге открыты Техническое гальваническое заведение в Кронштадте (ныне Военная академия связи имени Маршала Советского Союза С. М. Будённого) и ряд других военно-учебных заведений.
Совершенствование системы военного образования в России
Совершенствование военного образования в России с 1861 г. связано с военным министром России Д. А. Милютиным (1816–1912). В тот период Россия уже закрепила свои позиции на Дальнем Востоке, в Чёрном море (русско-турецкая война 1877–1878), в Средней Азии (походы в Среднюю Азию 1865–1867). Большинство кадетских корпусов преобразованы в военные гимназии, а в крупных городах России открыты новые военные гимназии.
В 1863 г. было образовано Главное управление военно-учебных заведений (ГУВУЗ) с большими властными полномочиями. В дополнение к существовавшим (Михайловскому артиллерийскому, Николаевскому инженерному, Николаевскому кавалерийскому, Военно-топографическому и 4 морским училищам) на базе специальных (старших) классов кадетских корпусов образованы Павловское, Константиновское и Александровское военные (пехотные) училища.
В 1864–1870 гг. в целях увеличения масштабов подготовки офицеров и прекращения практики производства в офицеры по выслуге лет открыт целый ряд юнкерских училищ (пехотных, кавалерийских, казачьих) с облегчённой программой обучения. В 1866 г. сформировано Казанское юнкерское училище (ныне Казанское высшее танковое командное ордена Жукова Краснознамённое училище). Продолжилось расширение сети высших военно-учебных заведений.
В 1863 г. Императорская военная академия реорганизована, а входившие в её состав академии стали самостоятельными. В дальнейшем были образованы ещё 3 специализированные военные академии, базой для которых послужили офицерские классы соответствующего профиля: в 1867 г. Военно-юридическая академия (в дальнейшем Александровская военно-юридическая академия); в 1877 г. Николаевская морская академия (Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н. Г. Кузнецова).
Созданные на базе лучших военно-учебных заведений военные академии в короткие сроки стали центрами отечественной военно-теоретической и военно-инженерной мысли. В 1900 г. создано Специальное военно-учебное заведение тыла «Интендантский курс» (ныне Военная орденов Кутузова и Ленина академия материально-технического обеспечения имени генерала армии А. В. Хрулёва). В 1909 г. создана Главная гимнастическо-фехтовальная школа (ныне Военный институт физической культуры) для подготовки специалистов по физической культуре и спорту для армии.
К началу Первой мировой войны система военного образования России приобрела строгую логическую последовательность и единообразие в основных её звеньях. По своему педагогическому потенциалу и уровню подготовки выпускников она заняла одно из ведущих мест в мире.
В ходе 1-й мировой войны большие потери офицерского состава привели к необходимости перестройки системы военного образования, перевода военно-учебных заведений на ускоренную подготовку военных кадров и специалистов. При военных училищах были открыты ускоренные 6–8-месячные курсы по подготовке прапорщиков для всех родов войск. Первые пехотные 3-месячные школы прапорщиков сформированы в 1914 г. при запасных пехотных бригадах; к 1916 г. действовали 38 школ прапорщиков.
Совершенствование системы военного образования в СССР
Военное образование советского периода характеризуется полной перестройкой системы комплектования кадрами. Командный состав Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА) стал формироваться из рабочих и крестьян, а также небольшого количества военных специалистов – выходцев из дворян, которые занимались подготовкой кадров для новой армии.
В ноябре 1917 г. были закрыты все военно-учебные заведения дореволюционной России, на их базе в 1918 г. для подготовки командных кадров технического и специального профиля организованы специальные (авиационные, артиллерийские, инженерные, топографические, железнодорожные, медицинские и др.) курсы и высшие (стрелковые, артиллерийские, электротехнические, автоброневые, кавалерийские и др.) военные школы и военно-авиационный техникум. В их числе – 1-я Московская революционная пулемётная школа, которая в 1918 г. преобразована в пулемётные курсы РККА (ныне Московское высшее общевойсковое командное орденов Жукова, Ленина и Октябрьской Революции Краснознамённое училище), 1-е Рязанские Советские пехотные курсы командного состава РККА (ныне Рязанское гвардейское высшее воздушно-десантное ордена Суворова дважды Краснознамённое командное училище имени генерала армии В. Ф. Маргелова).
В 1919 г. для подготовки старшего комсостава армии и флота организована сеть высших военно-учебных заведений (академий, институтов) в составе Московского авиатехникума (ныне военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина»), Учительский институт Красной Армии имени Н. Г. Толмачёва [ныне Военный университет имени князя Александра Невского Министерства обороны РФ (МО РФ)]. После военных реформ 1920-х гг. создана система военно-учебных заведений, включавшая подготовительные военные школы, военные школы, окружные повторные курсы, курсы усовершенствования, военные академии.
В 1929 г. при Военной академии имени М. В. Фрунзе сформированы специальные курсы усовершенствования среднего и старшего начальствующего состава по подготовке кадров для Службы защиты государственной тайны (ныне Краснодарское высшее военное училище имени генерала армии С. М. Штеменко).
В 1932 г. сформирована Военно-химическая академия РККА (ныне Военная академия радиационной, химической и биологической защиты имени Маршала Советского Союза С. К. Тимошенко).
Сформированы: в 1937 г. 3-е военно-морское училище на Тихом океане (ныне Тихоокеанское высшее военно-морское училище имени С. О. Макарова), 2-е военно-морское училище РККА на Чёрном море; в 1938 г. 30-я военная школа пилотов в Чите (ныне Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков имени Героя Советского Союза А. К. Серова); в 1939 г. на базе Военной артиллерийской академии РККА имени Ф. Э. Дзержинского создан зенитный факультет для подготовки руководящего состава войсковой противовоздушной обороны (ныне Военная академия войсковой противовоздушной обороны Вооружённых Сил Российской Федерации имени Маршала Советского Союза А. М. Василевского); в 1940 г. Владивостокское пехотное училище (ныне Дальневосточное высшее общевойсковое командное ордена Жукова училище имени Маршала Советского Союза К. К. Рокоссовского) и Таллинское военно-пехотное училище (ныне Тюменское высшее военно-инженерное командное училище имени маршала инженерных войск А. И. Прошлякова).
К началу Великой Отечественной войны в СССР насчитывалось 19 военных академий, 10 военных факультетов при гражданских вузах, 203 средних военных училища, 68 курсов усовершенствования офицерского состава.
В годы Великой Отечественной войны созданы суворовские военные и нахимовские военно-морские училища для обучения детей, чьи родители погибли на войне, по образу кадетских корпусов царской армии.
В послевоенный период средние военные училища преобразованы в высшие. Сформированы: в 1951 г. Ярославское военно-техническое училище (ныне Ярославское высшее военное училище противовоздушной обороны); в 1957 г. в Калинине (ныне Тверь) Военная командная академия противовоздушной обороны (ныне Военная академия воздушно-космической обороны имени Маршала Советского Союза Г. К. Жукова), в Череповце военное училище связи (ныне Военный университет радиоэлектроники); в 1967 г. в новосибирском Академгородке, на базе физико-математической школы-интерната Сибирского отделения Академии наук СССР, Новосибирское высшее военно-политическое общевойсковое училище (ныне Новосибирское высшее военное командное ордена Жукова училище).
К середине 1970-х гг. сложились 3 уровня военного образования (среднее военно-специальное, высшее военно-специальное и высшее военное). В 1973 г. действовали 153 военно-учебных заведения, среди них 18 военных академий, военный институт, 105 высших военных училищ (из них 79 со сроком обучения 4 года и 26 со сроком обучения 5 лет); 7 военных факультетов при гражданских вузах и 22 средних военных училища. Кроме того, довузовская подготовка молодёжи осуществлялась в 7 суворовских военных и нахимовских военно-морских училищах.
К 1991 г. в СССР действовали 166 военно-учебных заведений: 18 военных академий, 3 военных института, 130 высших военных училищ (из них 48 со сроком обучения 5 лет), 7 военных факультетов при гражданских вузах и 8 средних военных училищ.
Развитие системы военного образования в РФ
В 1992 г. военно-учебные заведения СССР, оставшиеся на территории Российской Федерации (РФ), преобразованы в военно-учебные заведения РФ, а Главное управление военно-учебных заведений на правах управления вошло в состав Главного управления подготовки и распределения кадров Министерства обороны Российской Федерации (МО РФ).
В 2002 г. была принята федеральная программа «Реформирование системы военного образования Российской Федерации на период до 2010 г.» с целью создания оптимальной сети военно-учебных заведений, отвечающих потребностям военной организации и экономическим возможностям государства. По результатам реформирования осталось 15 военных академий, 46 военных институтов и училищ, 4 военных университета.
В 2008 г. новое руководство МО РФ включило в этап реформирования ВС РФ сокращение численности личного состава, оптимизацию военного управления и реформу военного образования. Создана трёхуровневая структура оперативного управления войсками и флотами (военный округ – оперативное командование – бригада). Были образованы военные округа:
Западный (объединённое стратегическое командование «Запад»);
Южный (объединённое стратегическое командование «Юг»);
Центральный (объединённое стратегическое командование «Центр»);
Восточный (объединённое стратегическое командование «Восток»);
объединённое стратегическое командование «Северный флот» (ныне военный округ «Северный флот»).
Система военного образования включала в себя 16 военно-учебных заведений: 3 военных учебно-научных центра (в их состав вошли в виде филиалов часть военных училищ и институтов), 11 военных академий и 2 военных университета. Были реформированы кадетские корпуса, суворовские военные и нахимовские военно-морские училища, в каждом федеральном округе были созданы Президентские кадетские училища.
В 2023 г. 1 августа сформирована Военно-инженерная ордена Кутузова академия имени Героя Советского Союза генерал-лейтенанта инженерных войск Д. М. Карбышева путём реорганизации Международного противоминного ордена Кутузова центра ВС РФ, Центрального научно-исследовательского испытательного института инженерных войск имени Героя Советского Союза генерал-лейтенанта инженерных войск Д. М. Карбышева и Военного института (инженерных войск) с выведением его из состава Военного учебно-научного центра Сухопутных войск «Общевойсковая академия Вооружённых Сил Российской Федерации».
Современный состав военно-учебных заведений ВС РФ
Распоряжением Правительства РФ от 4 ноября 2004 г. № 1404-р (в ред. от 25 мая 2022 г. № 1303-р) «О перечне военных образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования» в состав военно-учебных заведений ВС РФ входят следующие учебные заведения.
Военно-учебные заведения подготовки старших и высших офицеров ВС РФ
Военно-учебные заведения Сухопутных войск
Военно-учебные заведения мотострелковых и танковых войск
Военный учебно-научный центр Сухопутных войск «Общевойсковая ордена Жукова академия Вооружённых сил Российской Федерации» (Москва);
Московское высшее общевойсковое командное орденов Жукова, Ленина и Октябрьской Революции Краснознамённое училище (Москва);
Новосибирское высшее военное командное ордена Жукова училище (Новосибирск);
Дальневосточное высшее общевойсковое командное ордена Жукова училище имени Маршала Советского Союза К. К. Рокоссовского (Благовещенск);
Казанское высшее танковое командное ордена Жукова Краснознамённое училище (Казань).
Военно-учебные заведения ракетных войск и артиллерии
Михайловская военная артиллерийская академия (Санкт-Петербург).
Военно-учебные заведения войск противовоздушной обороны
Ярославское высшее военное училище противовоздушной обороны (Ярославль);
Военный ордена Жукова университет радиоэлектроники (Череповец).
Военно-учебные заведения инженерных войск
Военно-инженерная ордена Кутузова академия имени Героя Советского Союза генерал-лейтенанта инженерных войск Д. М. Карбышева (Нахабино, Московская область);
Тюменское высшее военно-инженерное командное училище имени маршала инженерных войск А. И. Прошлякова (Тюмень).
Военно-учебные заведения войск радиационной, химической и биологической защиты
Военно-учебные заведения Военно-Морского Флота
Военный учебно-научный центр Военно-Морского Флота «Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н. Г. Кузнецова» (Санкт-Петербург);
Военный учебно-научный центр Военно-Морского Флота «Военно-морская академия» (филиал г. Калининград);
Тихоокеанское высшее военно-морское училище имени С. О. Макарова (Владивосток);
Черноморское высшее военно-морское орденов Нахимова и Красной Звезды училище имени П. С. Нахимова (Севастополь).
Военно-учебные заведения Воздушно-космических сил
Военно-учебные заведения Военно-воздушных сил
Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина» (Воронеж);
Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия» (филиал г. Челябинск);
Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия» (филиал г. Сызрань);
Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков имени Героя Советского Союза А. К. Серова (Краснодар).
Военно-учебные заведения Космических войск
Военно-космическая академия имени А. Ф. Можайского (Санкт-Петербург).
Военно-учебные заведения войск противоракетной обороны
Военная академия воздушно-космической обороны имени Маршала Советского Союза Г. К. Жукова (Тверь).
Военно-учебные заведения Ракетных войск стратегического назначения
Военная академия ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого (Балашиха, Московская область);
Военная академия Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого (филиал г. Серпухов).
Военно-учебные заведения Воздушно-десантных войск
Рязанское гвардейское высшее воздушно-десантное ордена Суворова дважды Краснознамённое командное училище имени генерала В. Ф. Маргелова (Рязань).
Военно-учебные заведения войск связи и защиты информации
Военная академия связи имени Маршала Советского Союза С. М. Будённого (Санкт-Петербург);
Военный университет радиоэлектроники (Череповец);
Краснодарское высшее военное орденов Жукова и Октябрьской Революции Краснознамённое училище имени генерала армии С. М. Штеменко (Краснодар).
Военно-учебные заведения тыла ВС РФ
Военная орденов Кутузова и Ленина академия материально-технического обеспечения имени генерала армии А. В. Хрулёва (Санкт-Петербург);
Военный институт (инженерно-технический) Военной академии материально-технического обеспечения (Санкт-Петербург);
Военный институт (Железнодорожных войск и военных сообщений) Военной академии материально-технического обеспечения (Санкт-Петербург);
Вольский военный институт материального обеспечения Военной академии материально-технического обеспечения (Вольск);
Омский автобронетанковый инженерный институт Военной академии материально-технического обеспечения (Омск);
Пензенский артиллерийский инженерный институт Военной академии материально-технического обеспечения (Пенза).
Военно-учебные заведения гуманитарного профиля
Военный университет имени князя Александра Невского (Москва);
Военный институт физической культуры (Санкт-Петербург).
Военно-учебные заведения медицинского обеспечения
Военно-медицинская академия имени С. М. Кирова (Санкт-Петербург).
Средние общеобразовательные учреждения МО РФ
Суворовские и военно-музыкальные училища
Екатеринбургское суворовское военное училище;
Иркутское суворовское военное училище;
Казанское суворовское военное училище;
Московское суворовское военное училище;
Пермское суворовское военное училище;
Санкт-Петербургское суворовское военное училище;
Северо-Кавказское суворовское военное училище;
Тверское суворовское военное училище;
Тульское суворовское военное училище;
Ульяновское гвардейское суворовское военное училище;
Уссурийское суворовское военное училище;
Московское военно-музыкальное училище имени генерал-лейтенанта В. М. Халилова.
Нахимовские военно-морские училища
Нахимовское военно-морское училище (Санкт-Петербург);
Филиал Нахимовского военно-морского училища (Владивостокское президентское кадетское училище);
Филиал Нахимовского военно-морского училища (Севастопольское президентское кадетское училище);
Филиал Нахимовского военно-морского училища (Калининград);
Филиал Нахимовского военно-морского училища (Мурманск).
Президентские кадетские училища МО РФ
Кемеровское президентское кадетское училище;
Краснодарское президентское кадетское училище;
Кызылское президентское кадетское училище;
Оренбургское президентское кадетское училище;
Петрозаводское президентское кадетское училище;
Ставропольское президентское кадетское училище;
Тюменское президентское кадетское училище.
Кадетские корпуса и пансионы воспитанниц МО РФ
Аксайский Данилы Ефремова казачий кадетский корпус;
Кронштадтский морской кадетский военный корпус;
Санкт-Петербургский кадетский военный корпус имени князя Александра Невского;
Омский кадетский военный корпус;
Кадетский корпус (инженерная школа) Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина»;
Кадетский корпус (спортивная школа) Военного института физической культуры;
Кадетский корпус (школа IT-технологий) Военной академии связи имени Маршала Советского Союза С. М. Будённого;
Московский кадетский корпус «Пансион воспитанниц Министерства обороны Российской Федерации»;
Санкт-Петербургский кадетский корпус «Пансион воспитанниц Министерства обороны Российской Федерации».