Вирджинская школа
Вирджи́нская шко́ла (виргинская школа), одна из школ современной неоклассической экономической теории. Образована группой американских учёных, работавших в Центре исследований в области политической экономии университета Виргинии в г. Шарлотсвилл (1957–1969), затем в Центре изучения общественного выбора Виргинского политехнического института в г. Блэксберг (1969–1982) и университета Дж. Мейсона в г. Фэрфакс (с 1982).
Лидеры – Дж. М. Бьюкенен и Г. Таллок (1922–2014), основатель печатного органа вирджинской школы – журнала Public Choice («Общественный выбор», издаётся с 1964). Среди последователей – М. Олсон, Дж. Бреннан (1944–2022), Р. Толлисон (род. 1942), У. Нисканен (1933–2011), Д. Мюллер (род. 1940).
Теоретической основой концепций Вирджинской школы послужили взгляды К. Викселля, впервые описавшего в книге «Новый принцип справедливого налогообложения» (1896) политический процесс с позиций методологического индивидуализма и механизма рыночной координации, и Ф. Найта, учителя Бьюкенена в Чикагском университете, последовательно проводившего взгляд на организацию общества как на рыночный обмен.
В программном труде Бьюкенена и Таллока «Расчет согласия. Логические основания конституционной демократии» (1962) государство представлено как сумма индивидов, осуществляющих рациональный выбор, а политическая система – как институт взаимовыгодного обмена.
Проблема государственного принуждения решается через соответствие конечных результатов обмена интересам индивидов. Определяющую роль при этом играют «конституционные правила», которые делают предсказуемыми конкретные результаты политического выбора.
Эволюция вирджинской школы связана с разработкой моделей политических процессов (голосование, лоббизм и бюрократия, «торговля голосами», предоставление общественных благ и др.) на основе модели рационального выбора, механизма рыночной координации, постулата равновесия, элементов теории игр.