Теория игр (в политологии)
Тео́рия игр, использование положений, подходов и методов прикладной математики для моделирования стратегических взаимодействий политических акторов и поиска оптимальных стратегий их поведения.
Применение теории игр (ТИ) обусловлено тем, что в политических науках сущность политики понимается как игра, которая протекает по определённым правилам. Наиболее часто ТИ используется при рассмотрении переговорных процессов, предвыборной борьбы, избирательного законодательства, военных конфликтов, военно-политического и экономического сдерживания.
Возможность использования ТИ в политических науках требует выполнения следующих условий: наличие нескольких участников (игроков); правила поведения, известные всем участникам; участники имеют различные интересы (каждый из игроков хочет, чтобы победил именно он); каждая складывающаяся ситуация имеет несколько исходов; у участников есть возможность выбора, как поступить в той или иной ситуации; взаимосвязанность поведения участников: поступок одного участника может влиять на выбор другого участника; неопределённость поведения участников, связанная с наличием у каждого из них возможности выбора из нескольких вариантов действий и тем, что этот выбор влияет на выбор других игроков.
ТИ предусматривает создание формализованного описания игры, включающего список игроков и множество стратегий каждого из них с указанием платежей (т. е. приобретений или потерь игрока). Упрощая ситуацию, с одной стороны, формализованное описание позволяет выделить основные правила взаимодействия политических акторов, выявить его сущностные черты, сближающие или, наоборот, отличающие его от других видов взаимодействия. Стратегия может включать как один ход игрока, так и определённую последовательность ходов. Ходом чаще всего является какое-либо действие игрока, но ходом может быть и бездействие, если таковое разрешено правилами. Для каждой стратегии рассчитывается размер выигрыша игрока в случае её реализации. Концептуальным основанием ТИ является теория рационального выбора, т. е. предполагается, что игрок действует рационально и стремится к максимизации своего выигрыша.
Применение ТИ направлено на решение следующих задач: выбор стратегии, которая даёт наибольший выигрыш участнику; понимание политического поведения, «логики субъекта»; поиск равновесной стратегии (т. е. такой, которая служит интересам всех игроков и таким образом обеспечивает устойчивость) и условий ее реализации; поиск устойчивой коалиционной структуры (в кооперативных играх); поиск таких правил игры, при которых возможно увеличение выигрыша и / или достижение равновесия (в качестве «правил игры» в контексте политических исследований могут выступать институты в широком значении: тип политического режима, законодательство, процедуры принятия решений, порядок и качество работы органов власти, правила и механизмы распределения ресурсов и общественных благ и т. д.).
В рамках политических исследований как используются уже созданные в других дисциплинах теоретико-игровые модели, так и создаются специализированные политические модели. Разделение на заимствованные и собственные модели нередко является условным. Так, игровая модель рыночной конкуренции (модель линейного города), предложенная Г. Хотеллингом в 1929 г., была применена к модели политической конкуренции Э. Даунсом в 1957 г. При этом физическое пространство модели рыночной конкуренции было преобразовано в политическое пространство шкалы предпочтений избирателей.
В политологии находят применение практически все виды игр: с нулевой суммой (конфликтные); с ненулевой суммой (кооперативные и некооперативные); позиционные (с заданием последовательности принятия решений игроками и применением теории графов).
Использование ТИ в политологии имеет ряд ограничений и недостатков:
Поведение политических акторов далеко не всегда является рациональным с математической точки зрения. Актор может оценивать степень привлекательности стратегии, основываясь на собственной шкале ценностей (или шкале, принятой в данной группе или обществе), может вообще отказаться от поиска более привлекательной стратегии, ограничившись имеющейся, поскольку анализ имеющихся альтернатив требует определённых вычислительных способностей, а также затрат усилий и времени. Смена стратегии может нести с собой эмоционально-психологические и иные издержки, которые нередко не учитываются в моделях, но наличие которых заставляет актора в реальной обстановке отложить или вовсе отказаться от перехода к более успешной стратегии.
Поиски равновесия в играх осложняются отсутствием единого подхода к определению равновесия и проблемой понимания того, какое из равновесий будет приемлемо для игроков.
Теоретико-игровые модели, как правило, не учитывают контекст, в котором происходит игра (это может быть более широкий политический, культурный, экономический, социальный фон), который не моделируется, но при этом может оказывать воздействие на игру.
Принимая во внимание указанные проблемы использования ТИ, современные теоретико-игровые модели (в том числе в политологии) развиваются в направлении учёта нерациональности поведения акторов, игр с неполной информацией, игр с меняющимися правилами. Особенно важной и перспективной для описания связи политики с другими сферами является концепция игры внутри игры. Например, для экономики политика является как бы внешним контуром, задающим и меняющим правила экономической игры.