Василий Ярославич (князь костромской и великий князь владимирский)
Васи́лий Яросла́вич (Василий Ярославич Мезинный) [1241 или 1246, Владимир (?) – начало января 1277, Кострома], князь костромской (1263/1264 – 1277), великий князь владимирский (1272–1277). Из династии Рюриковичей. Сын Ярослава Всеволодовича (от 3-го брака). Младший единокровный брат Александра Ярославича Невского, Андрея Ярославича, Михаила Ярославича Хоробрита и Ярослава Ярославича. Дядя Дмитрия Александровича, Андрея Александровича, Даниила Александровича, Святослава Ярославича, Михаила Ярославича.
Биография до 1272 г.
Согласно некоторым летописям, родился в 1241 г., когда его старший брат князь Александр Ярославич со своей матерью находился в Новгороде (ныне Великий Новгород) [Полное собрание русских летописей (ПСРЛ). Т. 1. 1997. Стб. 470; Т. 3. 2000. С. 78, 294]. Между тем в некрологе князю указывалось, что на момент смерти ему было 40 лет. Кроме того, в этом источнике он нередко упоминается как «Мѣзиныи», т. е. младший (Присёлков. 1950. С. 333). Это уточнение можно интерпретировать по-разному: либо как то, что князь был самым младшим по отношению к своим братьям, либо (что представляется более обоснованным) как то, что он был младшим по сравнению с другим князем Василием Ярославичем, родившимся и умершим в семье отца ранее его.
При своих старших братьях великих князьях владимирских Александре Ярославиче и Андрее Ярославиче не играл самостоятельной политической роли. Впервые упоминается в 1266 г. в связи с описанием его свадьбы с неизвестной по имени дочерью литовского князя Витовта (по-видимому, одного из видных союзников литовского князя Войшелка); торжественное венчание княжеской четы в костромском Феодоровском соборе провёл епископ Ростовский Игнатий (Присёлков. 1950. С. 329). Заключение этого брака было, по всей видимости, связано с активными контактами великого князя владимирского Ярослава Ярославича с литовским князьями – союзниками Войшелка.
Воспользовавшись разрывом в 1-й половине 1270 г. отношений между новгородцами и Ярославом Ярославичем, отправил к ним посольство с известием о своём посредничестве (заявляя, что «жал ми своея отцины»: ПСРЛ. Т. 3. С. 320). Взяв с собой новгородцев Петра Рычага и Михаила Пинещинича, выехал в Орду. При помощи личных связей убедил хана Менгу-Тимура отменить принятое ранее решение и вернуть назад отправившуюся на Новгородскую землю ордынскую карательную рать, которая должна была военным путём добиться подчинения Новгорода Ярославу Ярославичу.
В 1271 г. в числе старейших правителей Северо-Восточной Руси вместе с великим князем Ярославом Ярославичем и своим племянником переяславским князем Дмитрием Александровичем посещал ставку хана Менгу-Тимура.
На владимирском княжении
Занял владимирский стол в начале 1272 г., вскоре после смерти Ярослава Ярославича, при этом новгородцы отказались автоматически признать Василия Ярославича своим князем. Осенью того же года направил в Новгород своих послов «с поклоном»; одновременно к новгородцам отправил посольство и его племянник – переяславский князь Дмитрий Александрович. На состоявшемся вече новгородцы во главе с посадником Павшей предпочли Дмитрия Александровича, который 9 октября «седе на столе» в Новгороде.
Неудовлетворённый отказом новгородцев, Василий Ярославич стал придерживаться политики опоры на ордынские силы при решении политических вопросов в русских землях. Получив военную поддержку от хана Менгу-Тимура и союзных князей Северо-Восточной Руси, осенью того же года через Владимир и Переяславль (Залесский) двинулся с войсками к Торжку. Вскоре его посад был захвачен и сожжён ратью боярина и воеводы великого князя Семёна Тонглиевича. Оставил в Торжке своих наместников, считая себя законным князем Новгорода; его «заставы» перекрыли пути доставки хлеба в Новгородскую землю, а новгородские купцы, оказавшиеся в это время в Северо-Восточной Руси, были арестованы (ПСРЛ. Т. 3. С. 322). Одновременно рать союзника Василия Ярославича тверского князя Святослава Ярославича захватила другие новгородские пригороды – Волок (Ламский, ныне Волоколамск), Городецко (центр Бежецкого Верха; ныне г. Бежецк Тверской области), Вологду и «много повоева» их волостей.
В ответ на эти военные действия новгородцы собрали войска и вместе с князем Дмитрием Александровичем выступили на Торжок, а оттуда – на Тверь. Перед собой они отправили к великому князю владимирскому послов бояр Семёна Михайловича, Лазаря Моисеевича и Степана Душиловича с требованием отступиться от порубежных городов и волостей и установить мир с Новгородской республикой. Василий Ярославич отпустил послов «с честию», но мира им «не да». Благодаря этому дипломатическому манёвру он добился начала разлада в стане новгородцев (ПСРЛ. Т. 3. С. 89–90, 321–322; Т. 4, ч. 1. 2000. С. 241–243). Зимой 1272/1273 г. (Бережков. 1963. С. 288) в Торжке они приняли решение свести с новгородского стола Дмитрия Александровича, отправить в отставку посадника Павшу и пригласить к себе на княжение Василия Ярославича. В качестве компенсации Дмитрий Александрович вновь получил во владение Переяславское княжество.
Утвердившись в Новгороде «по старине», приезжал сюда зимой 1272/1273 г. Проводил в Новгороде традиционную для своих предшественников внутреннюю политику. Несмотря на запрет, как ранее его отец и старшие братья, покупал и держал в Новгородской земле свои сёла вопреки «старине», которую ранее обещал блюсти новгородцам (Грамоты Великого Новгорода и Пскова. Москва, 1949. № 12. С. 24; № 14. С. 27).
В 1273 г. ордынцами было проведено второе «число» (Русское продолжение «Летописца вскоре» патриарха Никифора: Государственный исторический музей. Синодальное собрание. № 132. Л. 575; Тихомиров М. Н. Забытые и неизвестные произведения русской письменности // Археографический ежегодник за 1960 год. Москва, 1962. С. 239; ПСРЛ. Т. 4, ч. 1. С. 243). Это событие косвенно указывает на то, что с момента первой переписи в 1256/1257 г. население русских земель значительно выросло, отчасти преодолев последствия монгольского нашествия 1237–1242 гг. и «Неврюевой рати» 1252 г.
В том же году, летом – в начале сентября, во Владимире состоялся большой архиерейский собор русских епископов во главе с митрополитом Киевском Кириллом II (III), архиепископом Новгородским Далматом, епископом Ростовским Игнатием и обосновавшимся в Твери епископом Полоцким Симеоном. Об участии или присутствии на соборе Василия Ярославича источники напрямую не сообщают, хотя, учитывая сложившиеся традиции, этого исключать нельзя. Правила Собора 1273 г. попали в кормчие книги. В некоторых списках их позднего Белокриницкого извода, созданного в кругу старообрядцев, в основу которого они положили список 1620-х гг. Кормчей книги в 132 главы (ныне хранится в Научно-исследовательском отделе рукописей Российской государственной библиотеки: ОР РГБ. Ф. 247. Рогожское собрание. № 272), специально подчёркивалось, что Собор 1273 г. и поставление во владимирские епископы бывшего архимандрита Киево-Печерского монастыря Серапиона проходили «при князѣ Василии Ярославичѣ» (Корогодина М. В. Кормчие книги XIV – первой половины XVII века. Т. 2. Москва, 2017. С. 360–364). Заинтересованность великого князя владимирского в этом поставлении была прямая, т. к. основу Владимирской епархии составляли не только собственно владимирские, но и по крайней мере часть костромских земель, напрямую подчинявшихся Василию Ярославичу.
В 1275 г. последний раз ездил в Орду.
Был похоронен в костромском Феодоровском соборе. Похороны князя сопровождались большим княжеским съездом в Костроме, участники которого проводили Василия Ярославича в последний путь (Присёлков. 1950. С. 333).
В костромской книжности образ Василия Ярославича превратился в легендарного князя Василия Юрьевича Кашу, который удачно боролся с ордынцами, был причастен к находке Феодоровской иконы Божией Матери и необоснованно связан с основанием костромского Запрудненского в честь Нерукотворного Образа Спасителя мужского монастыря (в 1764 обращён в приход).