Кирилл II (III) (митрополит Киевский и всея Руси)
Кири́лл II (III) (ум. 7.12.1280, Переяславль, ныне Переславль-Залесский), русский церковный деятель, писатель, митрополит Киевский и всея Руси (между 1246 и 1250 – 1280); русский святой.
Биография
О жизни Кирилла II (III) до наречения в митрополиты ничего не известно; высказывавшаяся некоторыми учёными гипотеза о его тождестве с упомянутым в Ипатьевской летописи под 1241 г. одноимённым печатником (канцлером) правителя Галицко-Волынского княжества князя Даниила Романовича недостаточно аргументирована. Косвенные данные позволяют предполагать, что по происхождению Кирилл II (III) был русским.
Вероятнее всего, его наречение в митрополиты произошло вскоре после монгольского нашествия, не позднее 1242 г. Через несколько лет, по инициативе князя Даниила Романовича, Кирилл совершил поездку в Никею (между 1246 и 1250), где тогда находилась резиденция патриарха Константинопольского Мануила II, который официально рукоположил Кирилла II (III) в митрополиты. По сохранившимся сведениям, стал первым уроженцем русских земель, рукоположенным в митрополиты патриархом Константинопольским. Расхождение в обозначении Кирилла (II или III) связано с тем, что у него был, возможно, не один предшественник с именем Кирилл [митрополит Кирилл I (II)], а два [вторым при этом имеется в виду упоминающийся только в поздних источниках (не ранее 16 в.) митрополит Киевский середины 11 в.].
Пастырская деятельность Кирилла II (III) была активной и разнообразной. Оценивая начавшееся монголо-татарское иго и разорение русских земель как Божье наказание за грехи, митрополит стремился к духовному оздоровлению своей паствы. Он совершал частые и продолжительные поездки по стране, вникая в дела епархий и заботясь об искоренении изъянов в церковной жизни. Наряду с Киевом сделал своей резиденцией также Владимир, где прожил несколько лет, подготовив тем самым почву для фактического перемещения центра общерусской митрополии в этот город при митрополите Максиме. С согласия хана Берке учредил в 1261 г. особую Сарайскую епархию, которая заботилась о русских, оказавшихся на территории Орды, а также вела миссионерскую деятельность среди степняков. Известен ярлык хана Менгу-Тимура, выданный Кириллу II (III) 10 августа 1267 г., которым священники и монахи Русской Церкви, в соответствии с обычной конфессиональной политикой язычников-монголов, освобождались от налогов. В 1273 г. по инициативе Кирилла II (III) состоялся церковный собор, осудивший наиболее тяжкие нестроения в среде русского духовенства (симония, нарушения в порядке богослужений, пьянство и пр.). Большое внимание уделял наведению порядка в сфере церковного законодательства (канонического права). По его запросу из Болгарии была привезена рукопись Сербского номоканона, содержавшая по сравнению со сборниками, бытовавшими на Руси до того, более ясное и снабжённое комментариями изложение канонических правил. Позднее, вероятно под руководством митрополита, был создан новый канонический сборник, специально ориентированный на русские реалии, – русская редакция Кормчей книги, которая благодаря своей чёткости и полноте быстро разошлась в списках и затем широко использовалась на протяжении нескольких столетий. По заданию Кирилла II (III) разрешением некоторых канонических трудностей занимался епископ Сарайский Феогност во время своей поездки в 1276 г. ко двору патриарха Константинопольского Иоанна XI Векка.
Известно о поставлении митрополитом Кириллом II (III) нескольких русских архиереев: архиепископов Новгородских Далмата (25 января 1251) и Климента (по всей видимости, зимой 1275/1276), епископа Ростовского Игнатия (19 сентября 1262), епископов Сарайских Митрофана (1261) и Феогноста (1269), епископов Владимирских Серапиона (1273) и Феодора (1275–1276).
Играл заметную роль в политической жизни русских княжеств. Зимой 1250/1251 г. венчал в Успенском соборе Владимира князя Андрея Ярославича с неизвестной по имени дочерью галицко-волынского князя Даниила Романовича. Отмеченное в источниках сотрудничество митрополита с Даниилом Романовичем [в частности, Кирилл II (III) выполнял некоторые дипломатические поручения князя] прервалось в начале 1250-х гг., в период активных контактов галицко-волынского князя с Римской курией, увенчавшихся в 1253 г. его коронацией папой Римским Иннокентием IV и фактическим введением в Галицко-Волынском княжестве церковной унии (не позднее 1256 упразднена). В это же время произошло сближение митрополита с князем Александром Ярославичем Невским. Участвовал в возведении Александра Невского на владимирский великокняжеский престол в 1252 г., лично благословил его перед имевшим антишведскую направленность походом в Финляндию 1256–1257 гг., а на похоронах князя в 1263 г. произнёс ставшие знаменитыми слова: «Чада моя, разумеите, уже заиде солнце земли Суздальской!» (Повесть о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра // Памятники литературы Древней Руси. XIII век. Москва, 1981. С. 438). По всей видимости, митрополит не только поддерживал политику великого князя владимирского, направленную на решительное пресечение военной и политической экспансии католического Запада и одновременное налаживание мирных отношений с Ордой (успешная война с которой была тогда ещё невозможна), но и участвовал в идеологическом обосновании такого политического курса, позволившего сохранить культурно-конфессиональную идентичность населения Руси и подготовить условия для будущей борьбы за независимость.
Автор послания в Новгород, в котором призывал новгородцев примириться с князем Ярославом Ярославичем (около 1270), и изложения итогов упомянутого церковного собора 1273 г. – «Правило Кюрила, митрополита Руськаго». Некоторые исследователи приписывают Кириллу II (III) наставление, адресованное приходскому духовенству («Поучение к попóм»). Кроме того, не исключена его причастность к летописной работе.
Похоронен в Софийском соборе Киева.
Канонизация
Канонизирован Русской православной церковью, что подтверждено включением его имени в Собор всех святых, в земле Русской просиявших (память – 2-е воскресенье после Троицы).