Варрау
Варра́у (исп. warao; варао, уарао, гуарао, гуарауно; буквально – люди лодок), индейский народ на северо-востоке Венесуэлы (штаты Дельта-Амакуро, Сукре, Монагас). Численность 48,8 тыс. человек (2011, перепись). Живут в основном в дельте реки Ориноко. Проживают также в Гайане (5 тыс. человек; 2005, оценка) и приграничных районах Суринама (0,4 тыс. человек; 2005, оценка). Язык изолированный, диалекты: собственно варрау (гуасай), мариуса, арагуао, хоанарау, кокуина. Письменность на основе латинской графики (с 1980-х гг.). Около 50 % говорят также по-испански, в Гайане и Суринаме распространён гайанский креольский язык. Варрау – католики (с 1925).
Варрау – потомки доземледельческого населения северо-востока Южной Америки, в 1-м тыс. до н. э. вытесненного араваками и карибами и сохранившегося на малопригодных для земледелия заболоченных побережьях и в речных дельтах. Тип культуры варрау (специализированные собиратели дельты, рыболовы и охотники), по косвенным данным, сформировался около 4-го тыс. до н. э. (судя по заселению Антильских о-вов, в это время появляются большие лодки). Контакты с испанцами существовали с 16 в. В 18 в. насчитывали 25–30 тыс. человек.
До середины 20 в. основным источником жизнеобеспечения была пальма Mauritia flexuosa (мориче, ита): съедобный крахмал (юрума) из сердцевины ствола, личинки жуков в гниющих стволах, плоды, сок для алкогольного напитка, волокно для плетения, древесина для построек, лодок, луков и стрел. Занимались также охотой (в том числе с собаками), рыболовством, охотой на ламантинов, на западе, в менее заболоченной части дельты, – ручным земледелием (маниок). С 1920-х гг. переходят к выращиванию завезённого из Полинезии таро. Распространена работа на плантациях и лесозаготовках (с конца 19 в.). Развиты плетение (корзины, гамаки), строительство долблёных лодок с нашитыми дощатыми бортами (длина до 15 м, вместимость до 100 человек).
Традиционная одежда – набедренная повязка из лубяной материи; жилище – открытые помосты на невысоких сваях под двускатной крышей, во время наводнений строили временные убежища на деревьях.
Брак до рождения первого ребёнка матрилокальный, затем – неолокальный; распространена полигиния. Локальные группы (по 25–60 человек), в основном экзогамные, возглавлявшиеся старейшинами, жили в отдельных поселениях, объединялись в племена (всего до 20), собирались в племенных центрах для ежегодных ритуалов.
В каждом центре имелись деревянный помост для ритуальных танцев и двухэтажное святилище (куаиханоко): на первом этаже хранились запасы юрумы, на втором – камень, воплощавший духа-покровителя племени, и шаманские атрибуты (доступ сюда имели в основном шаманы). Во время ритуалов мужчины играли на духовых инструментах (флейты из кости и тростника, в том числе с резонатором из калебаса, свистки, раковины-трубы). С конца 20 в. главный музыкальный инструмент – заимствованная у креолов скрипка. Между мужчинами разных групп проводились ритуальные поединки. Существовала иерархия шаманов (жрецы – организаторы церемоний, высшая и низшая категории знахарей); к ним были близки по статусу мастера – изготовители лодок. Важную роль в шаманских обрядах играло курение табака. Покойников хоронили завёрнутыми в гамак в лодке на столбах, иногда зарывали под домом, а дом сжигали, уходя на новое место; кости старейшин оставляли в гамаках вместе с украшениями из перьев и золота. Для космологии характерны представления о земле, окружённой водой, с четырьмя горами по сторонам света, на которых живут предки (канобо, буквально – наши старики); о змее, кольцом окружающем землю; о хтонической богине в облике рогатой змеи в основании земли; мифы о происхождении первых людей с неба, обретении солнца и ночи, создании первой женщины из дерева и др.
С 1970-х гг. усилилась аккультурация, миграция в города (преимущественно в Каракас). В 1997 г. создали Союз коренного народа варрау (Unión de Comunidades Indígenas Warao) для защиты своей территории от деятельности нефтяных компаний.