Ван Цинсун
Ван Цинсу́н (王庆松, пиньинь Wáng Qìngsōng) (род. 1966, Дацин, провинция Хэйлунцзян), китайский фотограф и художник.
Вырос в провинции Хубэй. Окончил Сычуаньскую академию художеств в Чунцине по классу живописи (1991–1993), после чего переехал в Пекин. В 1996 г. отошёл от живописи и начал создавать крупномасштабные фотографии, отражающие его взгляд на культурные, политические и экономические преобразования в китайском обществе после инициированной Дэн Сяопином в 1978 г. «политики реформ и открытости».
Проблематика творчества Ван Цинсуна перекликается с «политическим поп-артом», одним из ведущих течений китайского искусства в 1990-е гг., выразившим ироничное отношение к последствиям столкновения социализма с рыночной экономикой. Основные темы произведений Вана – критика консьюмеризма и глобализации, проблема миграции, отношения между Китаем и Западом, прошлым и настоящим страны. Он отвергает концепцию «чистого искусства» и определяет себя как документального фотографа (Lu Hong. Constructed Images: The Art Odyssey of Wang Qingsong // Wang QingSong Studio). Однако художественный метод Вана отличается от приёмов документалистов: он создаёт детализированные постановочные снимки, которым предшествует длительная подготовка с участием моделей и установкой декораций. Его работы сравнивают с творчеством фотографов А. Гурски и Г. Крюдсона.
Отношения традиции и современности Ван прослеживает через призму буддизма. В произведениях «Просящий Будда № 1» (180 × 110 см, 1999) и «Завещающий Будда» (180 × 130 см, 2019) фотограф запечатлел себя с одиннадцатью руками, наследуя буддийской иконографической традиции изображения бодхисаттвы Гуань-инь. Однако вместо религиозных атрибутов он держит символы западного мира: пачку долларов, флаг ООН, сигареты Marlboro и др., тем самым высмеивается погоня за материальными благами.
Ван использует узнаваемые композиции традиционной китайской и европейской живописи. Ранняя работа «Ночная пирушка у Лао Ли» (120 × 960 см, 2000) отсылает к свитку «Ночная пирушка у Хань Сицзая» (29 × 336 см, копия 11–12 вв. с оригинала художника Гу Хунчжуна 10 в., Музей Гугун, Пекин). Фотограф воспроизводит эту сцену, чтобы проследить судьбу интеллектуалов в разные эпохи. Его героем выступает Ли Сяньтин, китайский художественный критик. В работе «Romantique» (120 × 650 см, 2003), по формату напоминающей свиток, Ван цитирует произведения сразу нескольких европейских живописцев: фреску Мазаччо «Изгнание из рая» в капелле Бранкаччи в церкви Санта-Мария-дель-Кармине во Флоренции (1424–1427), картины С. Боттичелли «Весна» (около 1480) и «Рождение Венеры» (около 1485, обе – галерея Уффици, Флоренция), полотна «Завтрак на траве» Э. Мане (1863, Музей Орсе, Париж) и «Большие купальщицы» О. Ренуара (1884–1887, Музей искусства, Филадельфия) и др.; среди этих разрозненных сцен в правой части композиции восседает бодхисаттва Тара. Так Ван подчёркивает постмодернистскую смесь культур в эпоху глобализации.
Фотограф также известен проектом «Follow…» («Повторяй…», с 2003), название которого он позаимствовал из популярной телепередачи об изучении английского языка на китайском канале CCTV «Follow me!» («Повторяй за мной!»). В работах этой серии представлен сам Ван в роли учителя, указывающего на доску с написанными мелом лозунгами и названиями компаний на китайском и английском языках («Follow me», «Повторяй за мной», 120 × 300 см, 2003), погружённый в книги учёный («Follow him», «Повторяй за ним», 130 × 300 см, 2010), спящие над учебниками студенты («Follow you», «Повторяй за собой», 180 × 300 см, 2013). Фотографическая серия символизировала идеалистическую мечту Китая догнать западные страны по уровню развития. По словам художника, работы воплощают циркулирующий в официальных СМИ лозунг «Китай идёт навстречу миру, мир узнаёт о Китае» (Cao Yin. 2005).
Персональные выставки Вана проходили в Музее Хаммера в Лос-Анджелесе (2009), Международном центре фотографии в Нью-Йорке (2011) и др.