UnionPay International
UnionPay International (UPI), транснациональная корпорация, функционирующая в сфере электронных платежей. Дочерняя компания китайской финансовой компании China UnionPay (CUP). Штаб квартира – в Шанхае (Китай).
Специализируется на развитии платёжной системы UnionPay за пределами Китая, включая процессинг; обработку платежей между банками-эквайерами, обслуживающими торговые точки, и банками-эмитентами, использующими кредитные, дебетовые и предоплаченные карты UnionPay для транзакций на международном рынке; формирование и укрепление партнёрства с международными финансовыми учреждениями и торговыми корпорациями. Активно работает над расширением своего присутствия на рынках Европы, Америки, Африки и Ближнего Востока. Является основным конкурентом компаний Visa и MasterCard.
История UPI связана с компанией CUP, созданной в 2002 г. в Китае по инициативе Государственного совета КНР и Народного банка Китая для развития национальной платёжной системы. В 2003 г. CUP выпустила первые платёжные карты под брендом UnionPay, которые быстро завоевали популярность китайских граждан, т. к. карты можно было использовать в любой точке страны. В 2004 г. компания приступила к экономической экспансии на международный рынок и стимулированию выпуска платёжных карт UnionPay за границей. В 2010 г. UnionPay стала крупнейшей в мире платёжной системой по количеству эмитированных платёжных карт (около 6,1 млрд шт.).
30 ноября 2012 г. Народным банком Китая была создана компания UPI, ответственная за глобальное расширение и узнаваемость бренда UnionPay, установление международных партнёрских отношений. К этому времени сеть приёма карт UnionPay охватывала 135 стран и регионов, карты UnionPay выпускались в 30 странах и регионах.
В апреле 2013 г. UPI заключила соглашение с американской компанией Bancorp (дочерняя компания холдинга U.S. Bancorp) о выпуске первой карты UnionPay в США. 30 мая 2013 г. первая дебетовая карта UnionPay выпущена в Австралии, 28 августа – в Африке (в Маврикии), 3 сентября – в Грузии. В том же году в России создана дочерняя компания UPI под названием «Юнионпэй». К концу 2013 г. карты UnionPay принимались в 11 млн торговых точек (рост на 58 % по сравнению с 2012), 10 млн POS-терминалов (электронное программно-техническое устройство для приёма к оплате платёжных карт; рост на 49 %) и 1,1 млн банкоматов (рост на 24 %) в 142 странах и регионах. Объём межбанковских транзакций по картам UnionPay в 2013 г. достиг 32,3 трлн юаней, показав рост на 48 % по сравнению с 2012 г.
25–26 июня 2014 г. UPI подписала соглашения о сотрудничестве с МТС Банком, российской туристической ассоциацией «Мир без границ» и Федеральным агентством по туризму (Ростуризм) о содействии совместному выпуску карт UnionPay и продвижению бренда UnionPay в России. К этому времени карты UnionPay принимались более чем в 100 тыс. российских POS-терминалов и 30 тыс. банкоматов.
К концу 2015 г. зона приёма карт UnionPay расширилась до 150 стран и регионов, при этом карты UnionPay принимали 33,9 млн торговых точек и 2 млн банкоматов по всему миру. Было выпущено около 52 млн карт UnionPay в 40 странах и регионах. По итогам 2015 г. объём транзакций по картам UnionPay вырос на 31,2 % за год и достиг 53,9 трлн юаней. UnionPay впервые обогнала платёжные системы Visa (32 %) и MasterCard (20 %) по объёму транзакций: на её долю пришлось 37 % от мирового объёма электронных платежей.
16 июня 2016 г. на Петербургском международном экономическом форуме UPI и Россельхозбанк объявили о совместном выпуске карт UnionPay в России. В 2017 г. Сбербанк начал обслуживание карт китайской платёжной системы UnionPay в своей эквайринговой сети и устройствах самообслуживания.
К 2020 г. глобальная сеть приёма карт UnionPay расширилась до 178 стран и регионов. В Азиатско-Тихоокеанском регионе карты UnionPay принимали 90 % торговых точек, в Америке и Африке – 70 %, в Европе – 90 %. В 2020 г. UPI приступила к развитию мобильных платежей и цифровых кошельков для адаптации к изменяющимся требованиям рынка. По данным американской маркетинговой компании Nielsen, в 2020 г. около 40 % мирового объёма транзакций по картам было совершено через платёжную систему Visa, UnionPay занимала 2-е место – 32 %, за ней следовала MasterCard – 24 %.
Согласно исследованию компании Nielsen, в 2021 г. UnionPay заняла 1-е место в мире по количеству карт в обращении – 9,4 млрд, в то время как у Visa этот показатель насчитывал 3,7 млрд карт, а у Mastercard – 2,5 млрд. По объёму транзакций с использованием кредитных, дебетовых и предоплаченных карт доля UnionPay на мировом рынке составила 34 % (Visa – 39 %, Mastercard – 24 %).
Выручка компании «Юнионпэй» в России в 2022 г. составила 215,9 млн руб., что на 20 % меньше результата за 2021 г. Основной объём операций по картам UnionPay в России формируют туристы, приезжающие из Китая и стран Азиатско-Тихоокеанского региона.
По итогам 2022 г. в партнёрстве более чем с 2,5 тыс. финансовых институтов UPI обеспечивала безопасные трансграничные платёжные услуги, предоставляла возможность использовать банковские карты для оплаты товаров, услуг и снятия наличности в 181 странах и регионах. Карты UnionPay эмитировались в более чем 79 странах, включая Россию. За пределами Китая в течение года выпущено 20 млн карт UnionPay, в том числе в России – более 4 млн, однако при этом в России только 2 % граждан используют карты UnionPay.
Согласно отчёту компании Nielsen, в 2022 г. UnionPay стала лидером по объёму транзакций с использованием дебетовых карт – 40,03 % (рост на 1,39 пунктов за год), в то время как Visa заняла 2-е место с долей 38,78 % (падение на 0,82 пунктов за год). Это связано в первую очередь с ростом экономики Азиатско-Тихоокеанского региона и замедлением роста ВВП США, а также с уходом компании Visa с российского рынка. При этом у компании Visa транзакции с использованием дебетовых карт составили 63,91 % от всех платежей, а у UnionPay – 75,12 %.