Цзянши (в кинематографе)
Цзянши́ (кит. 僵尸, пиньинь jiāngshī – мёртвое тело), в кинематографе «прыгающий вампир», фольклорный китайский монстр, живой мертвец, перемещающийся прыжками с вытянутыми вперёд руками. Комедийные цзянши-хорроры оформились в самостоятельное направление гонконгского кинематографа в середине 1980-х гг. В отличие от западной традиции изображения нечисти, цзянши убивает своих жертв не ради крови, а ради их жизненной энергии ци (气) и сочетает в себе черты как вампиров, так и зомби. Как и западные вампиры, днём цзянши спит в укромном месте вдали от солнца, предпочтительно в гробу, а на охоту выходит по ночам.
Легенды о цзянши родом из китайской провинции Хунань, где во времена династии Цин появилась практика транспортировки людей, умерших вдали от родины, специальными караванами. Управляющие ставили трупы вертикально, привязывали к длинной бамбуковой палке и несли её на плечах, из-за чего со стороны казалось, будто мертвецы сами прыгают по дороге. Чтобы отпугнуть бандитов и избежать излишнего внимания на дороге, хозяева караванов сами поддерживали слух о мистической подоплёке этой практики, которая со временем обросла суевериями, начавшими проявляться в литературе.
Так, китайский книжник Цзи Юнь в своём сборнике рассказов «Заметки из хижины Великое в малом» (閱微草堂筆記, 1789–1798) упомянул, что цзянши бывают двух видов – ими становятся либо недавно умершие, либо давние покойники, не разложившиеся в могиле. Со временем сформировался список возможных причин такого превращения. Например, цзянши можно стать, если в мёртвое тело вселяется злой дух, если труп (возможно, случайно) поглощает мужскую энергию ян (阳), если душа отказывается покидать тело из-за незаконченных дел. Также в цзянши после смерти могут превратиться плохие люди и беспокойные смутьяны. Возможны и иные, более экзотические причины, например перепрыгивание через гроб с мертвецом беременной кошки. Также в цзянши труп могут превратить могущественные колдуны, владеющие ритуалами оживления мёртвых.
История цзянши в кинематографе
Первые вампиры в китайском кино появились ещё в 1930-х гг., когда в Гонконге пытались копировать западные фильмы. Первым таким фильмом считается «Полуночный вампир» («Midnight Vampire», 1936, режиссёр Юн Кун-Люн), за которым последовали «Вампиры нечистого дома» («Vampires of the Haunted House», 1939, режиссёр Люн Вай-Ман) и «Трёхтысячелетний вампир» («The Three Thousand Years Old Vampre», 1939, режиссёр неизвестен). В 1974 г. на гонконгской студии Shaw Brothers совместно с британской студией Hammer Film Productions был снят фильм «Легенда о семи золотых вампирах» («The Legend of the 7 Golden Vampires», 1974, режиссёр Р. У. Бейкер), в котором британский профессор Ван Хельсинг сражался с китайскими ожившими мертвецами. Внешне последние не были похожи на цзянши, но передвигались уже немного нестандартно, слегка подпрыгивая.
Одним из первых примеров появления цзянши в гонконгском кино стала кун-фу комедия «Теневой бокс» («Shadow Boxing», 1979, режиссёр Лау Кар-Люн). Главный герой фильма – владеющий защитной магией эксперт по транспортировке трупов в исполнении Лау Кар-Вина, который вместе со своим учеником пытается доставить в другой город караван мертвецов. Мертвецы в кино прыгают сами и выглядят так, как их будут изображать впоследствии, однако их ещё нельзя было охарактеризовать как полноценных цзянши: сюжет построен на том, что среди мертвецов оказывается беглый каторжник, скрывающийся таким образом от преследования.
В том виде, в каком цзянши стали известны, китайские вампиры появились в фильме «Встречи с привидениями» («Encounter of the Spooky Kind», 1980) гонконгского актёра, режиссёра, постановщика экшена и продюсера Саммо Хуна. Этот фильм во многом напоминает советский фолк-хоррор «Вий» (1967, режиссёр К. В. Ершов) и рассказывает о деревенском парне (Саммо Хун), который вынужден провести ночь в заброшенном храме, где колдун превращает мертвеца в цзянши. Фильм пользовался большим успехом (и впоследствии, уже на пике популярности жанра, в 1989, получил сиквел, не связанный с предшественником), однако в течение нескольких лет эту тему не развивали. Исключением стала кун-фу комедия 1982 г. «Парень из Квантуна» («The Kid From Kwantung», 1982, режиссёр Су Ся), в одном из эпизодов которой главный герой оказывался один на один с пятерыми цзянши.
Полноценно новое направление в жанре сформировалось в середине 1980-х гг., когда Саммо Хун спродюсировал мистическую кун-фу комедию «Мистер Вампир» («Mr. Vampire», 1985, режиссёр Рики Лау). Гонконгский актёр и каскадёр Лам Чин-Ин играет даоса, пытающегося остановить мертвеца, переродившегося в цзянши после попытки повторного погребения. В фильме были заложены практически все законы жанра, основанные на зрелищных магических ритуалах и меняющихся от ленты к ленте, но неизменно экзотических способах усмирения цзянши. В отличие от западных зомби и вампиров, китайского цзянши нельзя убить выстрелом в голову или ударом осиновым колом в сердце, но можно проткнуть его мечом из персикового дерева, нейтрализовать семью гвоздями, забитыми в опредёленные точки тела, или просто сжечь. Остановить или успокоить цзянши на время может липкий рис, звон колокольчика, вымоченная в чернилах нить, кровь чёрной собаки или, что встречается чаще всего, даосское заклинание, написанное на специальной жёлтой бумаге.
«Мистер Вампир» был успешен в прокате и выдвинут в 12 номинациях на Гонконгскую кинопремию. Благодаря взлёту «Мистера Вампира» уже в следующем году стали появляться фильмы, определившие жанр. В Гонконге вышли сиквел «Мистера Вампира» («Mr. Vampire Part 2», 1986, режиссёр Рики Лау), его спин-офф «Новый мистер Вампир» («New Mr. Vampire», 1986, режиссёр Билли Чан) и никак не связанные с ним «Встречи с вампиром» («Close Encounter of the Vampire», 1986, режиссёр Юэнь Ву-Пин) и «Смешной вампир» («Funny Vampire», 1986, режиссёр Нг Квок-Хао).
Хоррор-комедии о цзянши, во многих из которых снимался Лам Чин-Ин, выходили регулярно вплоть до начала 1990-х гг. Из них особенно примечательны 3-я и 4-я части «Мистера Вампира» («Mr. Vampire III», 1987, режиссёр Рики Лау; «Mr. Vampire Saga Four», 1988, режиссёр Рики Лау), а также фильмы «Вампир против вампира» («Vampire Vs Vampire», 1989, режиссёр Лам Чин-Ин), в котором цзянши сталкивался с западным вампиром, «Чудо-полицейский» («Magic Cop», 1990, режиссёр Стивен Тун), действие которого происходило не в традиционном для данного жанра начале 20 в., а в наши дни, «Мистер Вампир 1992» («Mr. Vampire 1992», 1992, режиссёр Рики Лау) и «Безумное сафари» («Crazy Safari», 1991, режиссёр Билли Чан).
«Безумное сафари» служит уникальным примером сплава сразу трёх культурных явлений – Лам Чин-Ин предстаёт в уже привычном к тому моменту образе даоса, который ищет потерявшегося цзянши в африканской саванне, где его находит племя бушменов с Н!Ксау (Нкъхау) [главный герой популярной южноафриканской комедийной дилогии «Боги, наверное, сошли с ума» («Gods Must Be Crazy», 1980–1989, режиссёр Дж. Юйс)]. Дополнительный юмор сюжету придаёт закадровый текст гонконгского комика С. Чоу – будущей звезды фильмов «Убойный футбол» («Shaolin Soccer», 2001, режиссёры Ли Лик-Чи и С. Чоу) и «Разборки в стиле кунг-фу» («Kung Fu Hustle», 2004, режиссёр С. Чоу).
На пике популярности направления снимать кино о цзянши попытались и на Западе. Так, американский хоррор «Испуг» («The Jitters», 1989, режиссёр Джон Фасано) рассказывал о бизнесмене из китайского квартала в исполнении Дж. Хонга, который после смерти от рук местных бандитов возвращался к жизни в виде цзянши.
Влияние
В то время как в Гонконге распространялись фильмы, вдохновлённые «Мистером Вампиром», жанр цзянши приобрёл несколько иную трактовку на Тайване, где популярность получили семейные цзянши. Первым фильмом этого направления считается «Привет, Дракула» («Hello Dracula», 1985, режиссёр Чиу Чун-Хин). Главными героями этой кун-фу комедии стали четверо детей, чей учитель погибает от рук цзянши и сам превращается в ожившего мертвеца. Останавливать сразу двух цзянши приходится детям при помощи старого даоса и его внучки в исполнении тайваньской актрисы Шадоу Лю, впоследствии ставшей одной из главных представительниц жанра на Тайване.
«Привет, Дракула» сочетал в себе изобретательный, часто абсурдный юмор, саспенс и экшен, а в его сиквеле («Hello Dracula 2», 1987, режиссёр Ван Шичэн) взят за основу сюжет «Мистера Вампира 2», где впервые фигурировал ребёнок-цзянши. Так возник тренд на изображение детей-вампиров. В конце 1980-х гг. Тайвань стал конвейером по производству детских комедийных хорроров, в которых главные герои становились друзьями с маленьким цзянши и вместе отражали какую-либо угрозу. Изначальный цикл «Привет, Дракула» получил 4 части; третья и четвёртая вышли в 1988 и 1989 гг. соответственно («Hello Dracula 3», 1988, режиссёр Чоу Инь-Ман; «King of the Children», режиссёры Улисс Ау-Юн и Чан Цзюнь-Люн).
В начале 1990-х гг. жанр комедийных экшенов о цзянши изжил себя – способы борьбы с цзянши и охоты на них становились всё изощрённее и фантастичнее, но общая сюжетная формула оставалась неизменной, что сказывалось на интересе зрителей. К середине 1990-х гг. цзянши в гонконгском и тайваньском кино практически полностью исчезли.
В 2010-х гг. интерес к теме возобновляется. В частности, тепло был встречен гонконгский хоррор «Трупное окоченение» («Rigor Mortis», 2013, режиссёр Дж. Мак), в котором умерший старик в исполнении комика Ричарда Нг превращался в кровожадного цзянши. Главный герой фильма, Чинь Сиу-Хо, – некогда известный, а ныне забытый актёр в исполнении настоящего актёра Чинь Сиу-Хо, оставившего большой след в цзянши-жанре (он играл одного из учеников в «Мистере Вампире»). Символично, что именно Чинь Сиу-Хо позднее станет одной из главных фигур в новейшей истории цзянши в кино.
Во второй половине 2010-х гг. в материковом Китае начался расцвет интернет-кино – недорогих, подчёркнуто жанровых фильмов, снимавшихся для выпуска сразу на онлайн-платформах (в широкий кинопрокат цензура запрещает выпускать фильмы оккультной тематики). Создатели этих фильмов вдохновлялись кино прошлого, в том числе жанром цзянши-хоррора. Лицами возрождённого жанра стали китайский актёр Пэн Юйсы, сыгравший священника-даоса, сражающегося с цзянши, в хорроре «Монах выходит из горы» («Monk Comes Out of the Mountain», 2015, режиссёр Тодд Чжан) и с тех пор снявшийся более чем в 10 подобных фильмах, и Чинь Сиу-Хо. Последний впервые появился в китайском интернет-кино в фильме о цзянши «Господин Инь и Госпожа Ян: Последние храбрецы» («Mr. Yin and Mrs. Yan: The Last Celestial Master», 2016, режиссёр Тодд Чжан) в компании Пэна Юйсы и ребёнка-цзянши и с тех пор перезапустил свою карьеру в Китае – на этот раз уже в образе даоса-учителя.
Хотя цзянши-хорроры снимались почти исключительно в Гонконге, Китае и Тайване, сами цзянши достаточно глубоко проникли в мировую поп-культуру. Так, Сень-Ко, одна из ключевых героинь серии популярных видеоигр «Darkstalkers» (с 1994), – цзянши, а создатели видеоигры «Sleeping Dogs» (2012) выпустили целое дополнение под названием «Nightmare in North Point» (2012), где главному герою пришлось сражаться с армией цзянши.