Центровка летательного аппарата
Центро́вка лета́тельного аппара́та, положение центра масс летательного аппарата относительно носка средней аэродинамической хорды крыла; измеряется в процентах средней аэродинамической хорды (в ряде случаев – в долях продольного размера летательного аппарата). Правильный выбор центровки и её обеспечение при проектировании путём рационального распределения масс летательного аппарата являются одними из условий, предъявляемых конструктору при создании летательного аппарата, поскольку в любом установившемся режиме полёта должны совпадать его центр масс и точка приложения всех внешних сил, действующих на летательный аппарат, включая тягу двигательной установки. Центровка значительно влияет на балансировку летательного аппарата и его продольную устойчивость. Для летательного аппарата, не оснащённого системой улучшения устойчивости и управляемости, его центр масс должен располагаться впереди аэродинамического фокуса по углу атаки, с тем чтобы обеспечить запас продольной устойчивости и приемлемые характеристики продольной управляемости и переходных процессов при отклонении органов управления.
Выбор положения центра масс летательного аппарата проводится одновременно с выбором площади органов продольного управления. Для этого из условий устойчивости определяется линия предельно задних центровок, а из условия балансировки летательного аппарата при максимальном коэффициенте подъёмной силы – линия предельно передних центровок. Конструктор учитывает возможный диапазон центровок (в пределах этого диапазона может меняться центровка летательного аппарата в полёте за счёт выработки топлива, расположения грузов и пассажиров). Требование обеспечения этого диапазона центровок с выполнением условий устойчивости и балансировки и определяет минимальные значение площади органов продольного управления и конкретные значения предельно передней и предельно задней центровок. Для летательного аппарата, оснащённого эффективной системой повышения продольной устойчивости, требование запаса продольной устойчивости не является обязательным. Его значение выбирается из условий обеспечения оптимальных лётно-технических характеристик и обеспечения запаса пикирующего (уменьшающего угол тангажа) момента на больших углах атаки, а положение центра масс относительно аэродинамического фокуса в значительной степени произвольно.