Аэродинамические коэффициенты
Аэродинами́ческие коэффицие́нты, приведённые к безразмерному виду аэродинамические силы и моменты, действующие на летательный аппарат. Аэродинамические коэффициенты, характеризующие силы, обозначают , а моменты – , где индекс указывает ось выбранной системы координат летательного аппарата, на которую рассматривается проекция полной аэродинамической силы (X, Y, Z) или относительно которой берётся составляющая полного аэродинамического момента (Mx, My, Mz). Вычисляются аэродинамические коэффициенты по формулам:
где – скоростной напор, – характерная площадь (площадь крыла, миделевого сечения и др.), – характерный линейный размер (для самолёта в качестве обычно принимают площадь крыла, при вычислении за характерный размер принимают размах крыла , а при вычислении – среднюю аэродинамическую хорду крыла ). Например, коэффициент подъёмной силы , коэффициент поперечной силы , коэффициент момента тангажа .
В аэродинамических расчётах и особенно в исследованиях динамики полёта часто используют частные производные аэродинамических коэффициентов по различным переменным. В этом случае к обозначению аэродинамических коэффициентов добавляют верхний индекс, указывающий переменную, по которой берётся производная. Например, ( – угол атаки), ( – угол отклонения элеронов).
Согласно теории подобия и размерностей, аэродинамические коэффициенты для класса геометрически подобных конфигураций, отличающихся линейными размерами, зависят лишь от безразмерных критериев подобия. Это позволяет определять аэродинамические характеристики летательных аппаратов пересчётом результатов продувок их моделей в аэродинамических трубах.
При исследованиях аэродинамики и динамики летательных аппаратов вообще широко используются различные безразмерные коэффициенты: коэффициент давления , трения и др.