Тангаж летательного аппарата
Танга́ж лета́тельного аппара́та (франц. tangage – килевая качка), угловое движение летательного аппарата, при котором его продольная ось изменяет своё направление относительно горизонтальной плоскости. Применяется в двух значениях: как собственно отклонение (характеризуется углом тангажа) и как движение летательного аппарата, при котором изменяется угол тангажа (характеризуется скоростью тангажа).
Угол тангажа – угол между продольной осью и горизонтальной плоскостью нормальной системы координат. Угол тангажа считается положительным, когда продольная ось находится выше горизонтальной плоскости. Угол тангажа равен сумме угла атаки и угла наклона траектории – угла между направлением земной скорости летательного аппарата и горизонтальной плоскостью (угол положителен, когда проекция земной скорости на ось положительна). При определении ориентации скоростной системы координат относительно нормальной системы координат используют скоростной угол тангажа – угол между скоростной осью и горизонтальной плоскостью нормальной системы координат. Угол тангажа измеряется гировертикалью.
Скорость тангажа – составляющая угловой скорости летательного аппарата по оси связанной системы координат. Измерение скорости тангажа осуществляется гироскопическим датчиком угловых скоростей.
Манёвры с увеличением тангажа называются кабрированием, а с уменьшением – пикированием. Эти манёвры осуществляются созданием момента тангажа за счёт отклонения органов управления тангажа.