Аэродинамический фокус
Аэродинами́ческий фо́кус, точка приложения приращения подъёмной силы при изменении угла атаки . В аэродинамическом фокусе ( на рис.) коэффициент продольного момента (коэффициент момента тангажа) не зависит от угла атаки или коэффициента подъёмной силы .
Понятие «аэродинамический фокус» применимо к профилю, крылу, самолёту. Положение аэродинамического фокуса определяется в долях средней аэродинамической хорды. При числе Маха полёта фокус профиля расположен примерно на 25 % средней аэродинамической хорды, при примерно на 50 % средней аэродинамической хорды. На положение аэродинамического фокуса летательного аппарата влияют характеристики крыла, горизонтального оперения, фюзеляжа и др., а при больших приборных скоростях – и упругие свойства конструкции.
Наряду с аэродинамическим фокусом по углу атаки используется понятие второго фокуса по углу отклонения закрылков, элевонов. Понятие «аэродинамический фокус» оказывается особенно полезным при анализе устойчивости летательного аппарата в области линейного участка зависимости коэффициента подъёмной силы от угла атаки. Это связано с тем, что положение аэродинамического фокуса на дозвуковых скоростях (докритических числах Маха) зависит только от аэродинамической схемы и не меняется при изменении угла атаки в отличие от положения центра давления , которое меняется при изменении угла атаки. На сверхзвуковых скоростях (закритических числах Маха) положение аэродинамического фокуса зависит и от числа Маха полёта летательного аппарата.
Понятие аэродинамического фокуса для крыла и самолёта введено С. А. Чаплыгиным в 1922 г.