Транспортная освоенность территории
Тра́нспортная осво́енность террито́рии, характер её вовлечённости в человеческую деятельность посредством транспорта и транспортной сети. Иными словами, это – характер проникновения и обслуживания транспортным сообщением определённой территории. В качестве синонима транспортной освоенности территории нередко используется термин «транспортная обеспеченность территории» (обеспеченность территории транспортной сетью), хотя это несколько иное понятие.
Термин «транспортная освоенность территории» тесно связан с понятиями «освоенность территории» и «освоение территории». Под последним чаще всего имеют в виду процесс хозяйственного и культурного освоения и заселения людьми новых, ранее необжитых (или обжитых другими народами) участков территории, т. е. овладение пространством. Транспортная освоенность территории отражает транспортную составляющую такого культурно-хозяйственного освоения и заселения. Процесс хозяйственного и культурного освоения носит чётко выраженный пространственный характер, и главной его составляющей является транспортное освоение территории.
К основным индикаторам транспортного освоения территории относятся уровень транспортной освоенности, степень внутренней связности и внешней проницаемости территории, уровень топологической сложности и надёжности транспортной сети. Уровень транспортной освоенности территории традиционно оценивается густотой транспортной сети, для расчёта которой используются коэффициенты Э. Энгеля, Ю. И. Успенского, Като Юдзуру, Л. И. Василевского, Г. А. Гольца (Транспортная система... 1971). Главный недостаток этих коэффициентов – использование в расчётных формулах всей площади территории вместо освоенной, поскольку размеры площади освоенной территории никем не рассчитываются, а они значительно меньше.
По пространственному характеру заселённости, хозяйственной и транспортной освоенности территории могут быть сплошного и фрагментарного освоения, а также неосвоенные. В них выделяются следующие части: 1) районы сплошного освоения (наиболее плотно заселённые и плотно насыщенные хозяйственными объектами без пространственных разрывов); 2) районы маргинального освоения (переходная зона между сплошным и фрагментарным характером освоения); 3) территории с фрагментарным (очаговым) освоением (люди и их деятельность сосредоточены в нескольких очагах и вдоль осей освоения; есть обширные пространственные разрывы); 4) экономическая «пустыня» (неосвоенная или крайне слабо освоенная в хозяйственном отношении территория, где население почти отсутствует).
В территориальной структуре хозяйства и расселения по характеру и уровню транспортной освоенности выделяются следующие 6 морфологических элементов: 1) ареал сплошной освоенности, распадающийся на главное ядро-остов и автономные субъядра; 2) внешние оси нового освоения и соединительные магистрали между автономными субъядрами и очагами; 3) внутренние экономические «пустоты» (лакуны) в пределах ареала сплошной освоенности; 4) маргинальные полосы и зоны, примыкающие к границам ареала сплошной освоенности или образующие тыл осей освоения; 5) очаги и узлы нового освоения; 6) неосвоенные в хозяйственном отношении территории.
Наиболее используемой и объясняющей процесс транспортного освоения территории является модель Э. Тааффе, Р. Моррилла и П. Гулда (1963), в которой обобщён опыт транспортного освоения территорий британских колоний Африки, Азии и Америки с моря в глубь суши. Оно, согласно этой модели, проходит 6 стадий: 1) дисперсные порты: вдоль берега возникают небольшие порты, каждый из которых имеет свой небольшой хинтерланд (зону тяготения); 2) формирование трасс освоения (проникновения) и концентрация портов; конкуренция портов при возрастающем объёме торговли приводит к формированию главных портов – береговых центров территории; идёт расширение хинтерландов путём присоединения вновь освоенных областей; прокладываются транспортные линии в глубь континента (трассы освоения); 3) рост боковых ответвлений: трассы освоения ветвятся на всём их протяжении, а в местах их разветвления образуются узлы – экономические центры второго порядка; портовые хинтерланды полностью смыкаются, между ними складываются отношения иерархии; 4) начало взаимного связывания: дендритные линии и соседние трассы освоения соединяются друг с другом, происходит окончательное перераспределение хинтерландов; прокладывается дорога, соединяющая береговые центры, расположенные вдоль побережья; 5) полное связывание: между всеми главными центрами существуют прямые дороги; образуются новые транзитные магистрали через всю территорию по диагоналям, на пересечении которых с прежними трассами освоения формируются новые центры; 6) магистрализация транспортной сети: среди всех экономических центров территории в результате их конкуренции выделяется один столичный центр внутри континента, который связан кратчайшей дорогой с главным портом, происходит иерархизация транспортных узлов и магистралей. Процессы транспортного освоения территории больших по площади стран (РФ, США, Канады, Австралии, Бразилии) схожи.
Для процесса транспортного освоения необжитой территории характерна следующая пространственная последовательность: 1) формирование магистрали освоения, которая соединяет ареал сплошной освоенности с очагами или полосами освоения (месторождениями полезных ископаемых либо стратегическими портами и базами); 2) ветвление этой магистрали (формируются ветви к экономическим пунктам и узлам второстепенного значения); 3) смыкание соседних параллельных магистралей (осей освоения) через ветки и образование крупных по размерам замкнутых контуров (циклов); 4) дальнейшее ветвление дорог внутрь этих циклов и медленное их раздробление на более мелкие. Последняя фаза возможна лишь в маргинальной зоне, граничащей с ареалом сплошной освоенности.
Процесс транспортного освоения идет спонтанно и имеет две составляющие – импульсы быстрого пространственного роста и затяжные периоды времени с отсутствием роста (в промежуток между пиками импульсов). Сами импульсы освоения, когда за относительно короткие промежутки времени транспортом линейно осваиваются большие пространства, вызваны необходимостью срочного получения ценного сырья или быстрого доступа к месту или узлу, являющемуся в данный конкретный момент весьма важным для конъюнктурных экономических, политических или стратегических целей. Именно поэтому единовременно возможны большие объёмы капитальных вложений в инфраструктуру (в том числе в транспортное строительство), а затем наступает длительный период релаксации освоенного пространства («переваривания» захваченной освоением территории или колонизационной утряски).
Причина затяжных промежутков времени между пиками импульсов освоения состоит в перенапряжении нового потенциала в возникших в ходе освоения пунктах и узлах. При этом необходимая величина такого потенциала для очередного импульса активного освоения территории (вовлечения экономической «пустыни» в процесс активной хозяйственной деятельности) возрастает по мере процесса развития. Таким образом, для вхождения в каждую последующую новую пространственную фазу освоения необходимо иметь в этот момент всё больший потенциал, а его наращивание занимает всё большее время.
Поэтому при перспективных оценках пространственных особенностей хода социально-экономического и транспортного освоения территории очень трудно идентифицировать даже приблизительно временные рамки стадий (фаз). С другой стороны, последовательность стадий освоения известна. Точность оценок зависит также и от случайностей развития, т. е. от вероятности появления новых импульсных центров и узлов в пределах неосвоенной территории. А такая вероятность определяется исключительно конъюнктурными потребностями общества, которые не просто определить даже на срок в 5 лет.
Процесс транспортного освоения территории имеет 5 пространственных типов.
Линейное освоение идёт вдоль крупных судоходных рек, формируется сеть линий сухопутного транспорта древовидного вида.
Дисперсное освоение происходит внутри небольших очагов как вдоль рек, так и по сухопутным направлениям. Возникает сеть изолированных точек-очагов, привязанных к первоначальному каркасу из судоходных рек и сухопутных транспортных линий.
Кластерное (фрагментарное) освоение связано с освоением ценных природных ресурсов (добычей, переработкой) и их вывозом. Сначала возникает несколько очагов, привязанных к ареалам месторождений сырья. Соседние очаги затем связываются друг с другом в кластеры освоения, которые подсоединяются к экспортно ориентированным внешним транспортным коридорам, проложенным для вывоза сырья.
Консолидирующее освоение. Пространственное расширение очагов и кластеров приводит к необходимости их объединения (консолидации) в единое общехозяйственное пространство. Создаётся целостный территориальный каркас хозяйства с общей, совместной инфраструктурой.
Сплошное освоение идет фронтально, охватывая всю территорию без остатка, но с разной интенсивностью – быстрее вдоль транспортных магистралей, медленнее во внутренней периферии и крайне медленно в глубинной периферии.