Зона транспортного тяготения
Зо́на тра́нспортного тяготе́ния, ареал влияния транспортных узлов на окружающую их территорию и акваторию. Любой транспортный узел (город или поселение) оказывает транспортное воздействие на прилегающую к нему территорию, притягивая к себе жителей более мелких поселений, расположенных поблизости. Вокруг каждого из них возникает своя зона транспортного тяготения, для обозначения которой в географии транспорта традиционно используются термины немецкого происхождения «хинтерланд» (Hinterland, буквально – земля позади), «форланд» (Vorland, буквально – земля впереди) и «умланд» (Umland, буквально – земля вокруг); при этом чаще всего употребляется первый. Каждый такой транспортный узел является центром этой зоны тяготения.
В социально-экономической географии под «хинтерландом» традиционно понимается зона тяготения какого-либо города, экономического центра, транспортного узла или линии; в географии транспорта – территория, которая по преобладанию транспортных потоков в определённых направлениях тяготеет к тому или иному крупному транспортному узлу. Основные характеристики хинтерланда: 1) сеть пунктов, с которыми главный центр хинтерланда имеет прямую непосредственную связь (в том числе транспортную); 2) размер (число пунктов или городов, имеющих прямую экономическую или транспортную связь с изучаемым центром); 3) радиус – максимальное расстояние, на котором существует транспортное тяготение к этому центру тяготения (городу); 4) пространственная структура – распределение этих пунктов по отдельным географическим направлениям и их анизотропность (неравномерность по разным направлениям от центра тяготения).
В узком смысле термин «хинтерланд» сначала использовался для обозначения сухопутной зоны тяготения морского порта (транспортные узлы и сеть на суше, которые специализируются на обслуживании грузов этого порта) в противоположность форланду – внешней водной зоне влияния порта, т. е. сети портов, из которых поступают грузы (или в которые они направляются) в рассматриваемый порт. Морской форланд значительно больше по площади и охвату, чем сухопутный хинтерланд порта, поскольку другие порты находятся далеко от этого конкретного порта (до 5–12 тыс. км), а сухопутная зона может охватывать до 1–2 тыс. км. В 1950–1970-х гг. в западной географии транспорта сложилось отдельное направление, изучавшее размеры хинтерланда морских и речных портов, связей внутри хинтерланда; проводились сравнения размеров и структуры хинтерландов и форландов разных портов.
В географии авиатранспорта каждый аэропорт имеет свою наземную и воздушную зоны тяготения, и для их различения используются термины «хинтерланд» и «умланд». Умланд – зона сухопутного тяготения, т. е. ареал, состоящий из сети городов и иных поселений, жители которых используют этот аэропорт для поездок в другие аэропорты, попадая в него при помощи наземного транспорта. Воздушная зона тяготения, или хинтерланд, – зона тяготения аэропорта вовне, т. е. совокупность всех других городов, с которыми данный аэропорт имеет прямое авиасообщение. Радиус умланда (наземной зоны тяготения) не превышает 150–300 км (если учитывать возможность подъезда жителей более отдалённых городов до этого аэропорта на поездах обычных или высокоскоростных железных дорог, он может увеличиваться и до 300–500 км), а радиус хинтерланда аэропорта может достигать максимального расстояния до самого удалённого от него пункта назначения (вплоть до 20–40 тыс. км).
Пространственные размеры умланда и хинтерланда аэропорта зависят от его максимальной пропускной способности (числа взлётно-посадочных полос, терминалов, количества принимаемых магистральных и региональных самолётов, числа авиакомпаний, пользующихся его услугами, и, как следствие, числа авиарейсов, размера пассажирооборота). Чем в большее число других аэропортов из данного аэропорта выполняется прямых авиарейсов (возможность выбора альтернативных вариантов полётов) и чем размер его пассажирооборота больше, тем сильнее он притягивает к себе пассажиров на земле. Крупнейшие международные аэропорты и авиаузлы (с годовым пассажирооборотом более 40 млн человек) поэтому имеют очень обширные по своему охвату умланды и хинтерланды; аэропорты и авиаузлы большого размера (пассажирооборот 15–40 млн человек в год) – поменьше; аэропорты среднего размера (от 5 до 15 млн человек в год) – ещё меньше. Размеры умланда и хинтерланда небольших аэропортов (с пассажирооборотом от 1 до 5 млн человек в год) ещё скромнее, а малых аэропортов (менее 1 млн человек в год) – крайне незначительны.
Размеры умланда и хинтерланда аэропорта измеряются числом городов, входящих в их состав. Если анализ размера и пространственной структуры умланда географически провести очень сложно (отсутствует точная статистика подъезжающих в аэропорт разными видами транспорта и прилетевших в него пассажиров; хотя географы могут получить такие цифры путём натурных обследований и проведения социологических опросов), то размер хинтерланда аэропорта и его географическую структуру изучить значительно проще. Для этого используются общедоступные электронные расписания движения самолётов и статистическая информация, собираемая самими аэропортами, иными авиационными организациями и институтами, статистическими управлениями стран и регионов.
Хинтерланд аэропорта (авиаузла) разделяется на внутренний (число городов внутри страны или региона; Hin) и внешний (за пределами страны/региона; Hex); их сумма даёт общий размер хинтерланда аэропорта Ht. По размеру хинтерланда все аэропорты делятся на следующие группы: 1) крупнейшие с гиперсвязностью со значениями Ht более 150: например, Франкфурт-на-Майне (275, Германия), Амстердам (255, Нидерланды), Финикс (222, США); 2) крупные с очень высоким уровнем связности Ht = 85–150: например, Лос-Анджелес (137, США), Нанкин (137, Китай), Барселона (133, Испания); 3) большие с высоким уровнем связности Ht = 40–85: Новосибирск (82, Россия), Брюссель-Шарлеруа (81, Бельгия), Берген (76, Норвегия); 4) средние аэропорты с умеренным уровнем связности Ht = 15–40: Севилья (39, Испания), Кансай (39, Япония), Корк (37, Ирландия), Фукуока (31, Япония); 5) небольшие с низким уровнем связности Ht = 4–15: Люблин (12, Польша), Барнаул (12, Россия), Ургенч (8, Узбекистан), Фергана (8, Узбекистан), Эрфурт (7, Германия); 6) небольшие аэропорты с очень низким уровнем связности (полуизолированные) Ht = 1–3: например, Владикавказ (2, Россия), Нукус (2, Узбекистан), Тарту (1, Эстония).