Сунское учение
Су́нское уче́ние (Сун сюэ, 宋学, пиньинь Sòngxué), многозначное понятие в истории китайской философии. В узком смысле обозначает историческое время возникновения конфуцианского учения – в эпоху Сун (960–1279) (Кобзев. 2002. С. 7; Рысаков. 2008. С. 86), в широком – неоконфуцианские доктрины последующих веков и династий, ориентированные на авторитеты эпохи Сун. В эпоху Цин (1644–1912) термин «сунское учение» обозначал официальное неоконфуцианство школы [братьев] Чэн И – Чжу Си, отождествляемое его носителями с истинным конфуцианством, которое смогли восстановить основатели учения (Фэн Юлань. 1998. С. 339–340). Оппоненты неоконфуцианства апеллировали к реставрации ханьских устоев и традиции каноноведения, имея в виду исторически первую официальную идеологию императорского Китая. Оппозиция ханьского и сунского учения была отрефлексирована цинским учёным Цзян Фанем (1761–1830). Имплицитно в противопоставлении присутствовал и этнический оттенок, связанный со значением иероглифа хань – «китайский», т. е. противопоставление «ханьского» «сунскому» приобретало смысл патриотического отмежевания от иноземных влияний, предполагая как ассимиляцию неоконфуцианством идей буддизма и даосизма, так и порабощение китайцев иноземной династией (Кобзев. 2002. С. 8).
Многие представители цинской конфуцианской элиты в период 18–19 вв. обвиняли сунскую школу в отходе от «истинного» конфуцианства. Основания для этого были следующими: сунская школа проявляла глубокий интерес к метафизике, вопросам взаимоотношения человека и космоса, а также вопросам истории (в том числе культуро- и политогенеза). В эры правления Канси (1662–1722) и Цяньлун (1736–1796) расцвет официального учения Чэн И – Чжу Си способствовал подъёму интереса к экзегетике канона времён Сун и Юань; оппоненты больше интересовались толкованиями канона и ритуала, чем вопросами неоконфуцианской космологии и онтологии. Таким образом, основное содержание критики сунского учения со стороны оппонентов сводилось не столько к атаке на неоконфуцианскую метаэтику, сколько на конкретные методы толкования и экзегетики, созданной неоконфуцианцами династий Сун и Юань (Kai-Wing Chow. 1994. Р. 129).