Социометрический тест
Социометри́ческий тест, общее название измерительных методов, предназначенных для диагностики внутригрупповых взаимоотношений, изучения психологического климата, коллективной сплочённости, выявления лидеров, определения наличия группировок. Родственен методу «360 градусов» и другим групповым оценкам личности, поскольку также включает оценку человека группой, хотя и не сводится к ней.
Идейную основу социометрического теста составила социометрическая методика Я. Л. Морено, возникшая в триединой системе с методами групповой психотерапии и психодрамы.
История и теоретические основания методики
По словам Я. Л. Морено, термин «социометрия» впервые использован в письме в МВД Австро-Венгерской империи (1915), означая «любое измерение любых социальных отношений» (Морено. 2001). Понятие «социометрия» предлагается также переводить как «мера общения» (Золотовицкий. 2007).
Социометрический тест – метод измерения симпатий и антипатий в межличностных отношениях, полагаемых аналогией с силами притяжения и отталкивания в природе.
Он позволяет дать количественную оценку выборов индивидов в отношении друг друга в процессе какой-либо деятельности. Выбор, с точки зрения автора метода, это фундаментальный факт человеческих отношений (Moreno. 1934. Цит. по: Сушко. 2017. С. 26).
Социометрическая информация собирается путём фиксации выборов (взаимных или односторонних) друг друга членами группы «в первую очередь» и «во вторую очередь»; составляется матрица взаимных оценок (рис. Матрица оценок к социометрическому тесту); структура предпочтений символически отображается на особой схеме, называемой социограммой (рис. Социограмма). Границы группы должны быть чётко обозначены, а количество выборов не ограничивается.
Социометрия в первоначальном виде («революционная») представляла собой пространственное размещение членов группы согласно межличностным предпочтениям (симпатиям). Процедура должна была носить открытый характер. В подобном действии заключается родственность социометрии с психодрамой и «театром импровизации». «Социометрический тест в своей динамической форме …изнутри меняет группу … он вызывает социальную революцию на микроскопическом уровне (Морено. 2001. С. 92; Золотовицкий. 2002).
Как практический метод социометрия в основном сложилась в 1931–1934 гг. Одно из первых её успешных применений состоялось в женской учебно-воспитательной колонии в г. Хадсон: в результате улучшился климат, повысилась удовлетворённость отношениями в группе. В дальнейшем сложилось использование социометрии в социологических и социально-психологических исследованиях как стандартизованного метода вне связи с практикой групповой терапии. Например, сообщалось, что перегруппировка строителей на основе социометрических выборов привела к повышению производительности, снижению текучести кадров (Van Zelst R. H. Sociometrically Selected Work Teams Increase Production // Personnel Psychology. 1952. Vol. 5, № 3. P. 175–185).
В СССР начало активного практического применения социометрии относится к 1970-м гг. (Волков. 1970; Бахарева. 1972).
Вариант социометрического метода для детских коллективов, начиная с дошкольников, – полуигровой эксперимент «У кого больше» (Коломинский. 1984). Вместо заполнения социометрических карточек дети обозначают свой выбор тем, что складывают в указанном месте выданные им картинки (скрытным образом), условно «даря» их тем, кого выбирают, в то время как экспериментатор записывает и подсчитывает результаты выбора.
В начале 21 в. регулярное социометрическое обследование трудовых, служебных или учебных коллективов входит в число типовых рабочих задач для специалистов, состоящих на должностях психологов (Организация социально-психологической работы … 2006 и др.).
Применяемые на практике русскоязычные версии: Шкала приемлемости Н. В. Бахаревой, Методика исследования эмоционального и делового лидерства (ДЭЛ; Р. Л. Кричевский), Референтометрия (С. Е. Поддубный), «Мониторинг» (М. И. Марьин с соавторами), Методика «Социально-психологическое обследование коллективов» (СПОК; М. В. Леви с соавторами) и др.
По мнению Я. Л. Морено, социальная напряжённость и конфликты могут быть ликвидированы путём реорганизации макроструктуры (перегруппировки людей в пространстве), что отмечается рядом исследователей как «утопический» постулат: «предлагаемое Морено методологическое обоснование социометрических методов… (перенос результатов исследования малой группы … на общество в целом) оказывается неубедительными» (Десев. 1979. С. 57; Сушко. 2017. С. 17); «В плане методологии Морено допустил грубую ошибку. Он пропагандировал идею, согласно которой «по симпатии» можно разместить людей… во всем обществе» (Сушко. 2017. С. 24).
Итак, социометрический тест как стандартизованный метод применим фактически только для малых групп, члены которых знакомы друг с другом и объединены совместной деятельностью.
Согласно российскому стандарту тестирования персонала, социометрический тест не является в строгом смысле тестом, поскольку не стандартизирован круг оценщиков, соответственно невозможна корректная проверка измерительных качеств теста (Российский стандарт тестирования ... 2015. С. 77).
Содержание методики и процедура обследования
Социометрический тест обычно включает вопросы о межличностных симпатиях, предпочтениях для совместной трудовой деятельности, а также на роль возможного руководителя. Примеры вопросов: «Кого бы Вы пригласили к себе в гости?», «К кому обратились бы с вопросами по работе?», «Кого выбрали бы на должность начальника?». По содержанию вопросы чаще всего разделяют на «деловую» и «эмоциональную» оценку, в некоторых версиях может оцениваться также «правопослушность», лояльность организации и прочее. В целом задаётся не более 7–8 вопросов и предполагается не более 3–4 параметров оценки.
Различают виды социометрического теста:
открытый и анонимный (неклассический) варианты: в случае анонимного обследования ожидаются более откровенные ответы, но подсчёт части индексов невозможен, а оценка осуществляется в отношении всей группы, включая самого респондента, что может вносить искажения в результаты; может также проявляться небрежность ответов;
с полной взаимной оценкой (все оценивают всех) или ограничением выбора определённым числом лиц (как правило, 3–5);
параметрический (несколько градаций ответа на каждый вопрос) и непараметрический (положительный или отрицательный выбор); соответственно, отдаётся предпочтение количественной либо качественной оценке;
с прямой и рефлексивной оценкой: в некоторых разновидностях социометрического теста респонденту предлагается ответить, как, по его мнению, его оценили бы члены группы.
Основные количественные показатели социометрического теста – «социометрические индексы»
1. Персональные:
«социометрический статус» по разным основаниям, например деловой, эмоциональный, управленческий, – обычно усреднённая оценка членами группы или относительное число, соотношение положительных и отрицательных выборов;
«потребность во взаимодействии» или «эмоциональная экспансивность» индивида (только для неанонимных разновидностей социометрического теста) – выраженное отношение к другим членам группы;
разброс (противоречивость) оценок коллектива;
из рефлексивных оценок: ожидаемое отношение группы;
из сочетания групповой и рефлексивной оценки: адекватность самооценки.
Пример расчёта – Шкала приемлемости (см. рис. Матрица оценок к социометрическому тесту).
СС(n) = ∑(Оц(n)i/2N*100, i=[1; N], где СС(n) – социометрический статус оцениваемого под номером n, Оц(n)i – числовые значения оценок i-го респондента (принимает значения от –2 до +2), N – число респондентов (оценивающих), 2 N в знаменателе – максимально возможная сумма оценок группы.
2. Групповые:
психологический климат по разным основаниям, обычно на основе усреднённых оценок (выборов);
сплочённость группы, или «психологическая взаимность», – по относительному числу членов группы, проявивших взаимно положительный выбор;
разобщённость (или индекс групповой конфликтности) – по преобладанию антипатий над симпатиями;
эмоциональная экспансивность группы – относительное число выборов, отличающихся от нейтрального;
меры однородности/разнородности оценок: степень отличия группы «лидеров» или «отвергаемых» от остальных;
Пример: расчёт по Шкале приемлемости (см. рис. Матрица оценок к социометрическому тесту).
СПЛ = M+ /0,5(N2 – N), где СПЛ – индекс сплочённости группы, M+ – число взаимно положительных (+1, +2) оценок, N – численность группы, 0,5(N2 – N) – общее число взаимных оценок.
3. Па́рные (диадные):
взаимная пpиемлемость/непpиемлемость – значение оценок с учётом знака;
взаимность – сходство взаимных оценок;
эмоциональная экспансивность – отличие взаимного выбора (оценки) от нейтрального(ой) (нулевой);
оптимальность и неоптимальность сочетания – в анонимном варианте обследования мера согласованности положительных или отрицательных выборов в отношении двух лиц со стороны членов группы.
Пример: расчёт по Шкале приемлемости (см. рис. Матрица оценок к социометрическому тесту).
ВЗij = 1 – ABS(Оцij – Оцji)/4, где ВЗij – индекс взаимности оценок i-го и j-го респондентов, Оцij – оценка респондентом i респондента j, Оцji – оценка респондентом j респондента i, ABS(Оцij – Оцji) – абсолютное значение разности этих оценок, 4 в знаменателе – максимально возможное значение этой разности.
В некоторых компьютеризованных версиях социометрического теста («Мониторинг», СПОК) есть процедуры кластеризации (выделения группировок). Проводится расчёт внутрикластерных и межкластерных индексов:
усреднённый социометрический статус того или иного вида;
внутрикластерная сплочённость или оптимальность сочетаний (в анонимном варианте обследования);
симпатия или конфликтность между группировками (в открытом варианте обследования);
межкластерная оптимальность сочетания (в анонимном варианте обследования).
Русскоязычные компьютеризованные версии социометрического теста:
сервис «Социоматрица Онлайн»
авторская методика М. И. Марьина с соавторами «Мониторинг» (Свидетельство о регистрации от 7 февраля 2013)
комплект методов в составе Универсальной психодиагностической системы «Мультипсихометр»® (Свидетельство о регистрации от 27 ноября 2014).