Социология профессий
Социоло́гия профе́ссий, отрасль социологии, исследующая социальные характеристики профессиональной деятельности, определяемые природой, организацией и динамикой власти в профессиональных группах с высоким уровнем профессиональной подготовки и специальных знаний. Другие обозначения этого направления – социология профессий и профессиональных групп, социология профессий и занятий – расширяют понимание объекта исследования (профессии) от определённых высокостатусных профессиональных групп, предоставляющих экспертные услуги, к менее специфическому его пониманию. В центре внимания социологии профессий – процессы перераспределения ресурсов, основанных на знаниях как с точки зрения внутренней динамики профессиональных групп (борьба за расширение профессиональной автономии, профессионализация, включающая институционализацию профессиональных организаций, укрепление профессионального статуса, формирование профессиональных норм, ценностей, идентичности), так и их взаимодействие с государством и обществом, включая влияние на социальное неравенство и институты гражданского общества, а также преобразование экспертного влияния в рыночные преимущества.
Важным вкладом в развитие теории этого исследовательского направления являются классические работы Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, К. Маркса, М. Вебера, П. А. Сорокина, Т. Парсонса, Н. Лумана, изучающие различные стороны процессов социально-профессиональной дифференциации, функционирования и взаимодействия в сфере профессиональной деятельности, роли профессионального труда в капиталистическом способе производства, становления профессии как института. Они стали основой формирования исследовательских подходов, которые активно развивались в различные периоды. Теоретические представления в этой дисциплине исходили прежде всего из определения признаков профессий (англ. deferential trait approach) и функционалистских представлений о профессиях; в последующем развивались подходы символического интеракционизма и критические подходы к профессиям – неомарксистский, неовеберианский, фуколдианский, дискурсивный. Среди наиболее влиятельных и распространённых со 2-й половины 20 в. концепций в рамках этих подходов: концепции – профессионального проекта (Larson. 1977), системы профессий (Abbott. 1988), профессионализма как третьей логики, альтернативы потребительству и бюрократии (Freidson. 2001), организационного, гибридного профессионализма (Faulconbridge. 2008; Evetts. 2018) и т.д.
Англосаксонский и континентальный подходы
В развитии социологии профессий выделяют основные направления, которые принято называть англосаксонским (англо-американским) и континентальным подходами. Различия в них определяются историческим, политическим и культурным контекстом. С начала 20 в. эта исследовательская область развивается в основном в русле первого из них, сосредотачиваясь на взаимодействии общества и профессий. Профессии (англ. professions) определяются как профессиональные группы, которые обладают специализированными знаниями и навыками, признанным авторитетом и высокой степенью автономии в принятии решений, регулирующих собственную практику. Они отличаются от других занятий (англ. occupations) уровнем образования или профессиональной подготовки, важностью этических стандартов и миссией служения общественному благу. Примерами профессий являются врачи, юристы, инженеры, архитекторы, бухгалтеры. В центре англосаксонского направления находится такой многозначный термин, как «профессионализм». Принято определять его как особый способ организации труда и контроля над работниками, в отличие от иерархического, бюрократического и управленческого контроля промышленных и коммерческих организаций (Evetts. 2018). Эта форма контроля и власти существенно отличается от контроля со стороны государственной бюрократии и рынка, и её специфика – в высокой степени профессиональной автономии, которой обладают профессии в принятии решений и самоорганизации, прежде всего через влиятельные профессиональные ассоциации. Профессионализм рассматривается как фактор влияния на политику государства и состояние общества, а также как фактор распространения и несправедливости в сфере экспертных услуг. Наряду с этим часто встречается взгляд на профессионализм как на уровень квалификации и навыков работников.
Континентальный подход формируется позднее, к 1980-м гг., в основном из-за трудностей с применением уникального англоязычного термина «profession», основное внимание уделяется исследованиям культурных и социально-психологических характеристик профессий среднего класса (Sciulli. 2005). Исторически сформированное отличие континентальной традиции базируется на большей роли государства, государственной бюрократии и бюрократических иерархий при регулировании профессионализации и профессиональных структур. Исследователи отмечают, что с развитием современных политических и глобализационных процессов, усиливающих в том числе государственное регулирование, происходит слияние этих подходов (Evetts. 2008; Sociology of professions ... 2010).
Институционализация направления
Институционализация исследовательского направления в международном масштабе отмечается в 1990-х гг. с создания исследовательских комитетов: по социологии профессиональных групп в Международной социологической ассоциации (1992), по социологии профессий в Европейской социологической ассоциации (1999). В последнем случае использование термина «профессиональные группы» способствовало снятию противоречий в отношении методологических и эмпирических различений профессий и занятий (Гадеа. 2011).
Эти противоречия связаны с кризисом в дисциплине. Кризис вызван расхождением в базовых понятиях (профессии, профессионализация, профессионализм), трансформацией их значения, возможностями и ограничениями терминов в объяснении процессов, связанных с динамикой профессиональных групп, условий работы и занятости. Так, обсуждается ограниченная перспективность термина «профессии» (Elliott. 1972; Macdonald. 1995). Отмечается методологический эклектизм понятия (Saks. 2014; Гадеа. 2011), снижение значимости концепта профессий в объяснении современных процессов (Kurtz. 2022).
По мнению социолога М. Сакса, кризис дисциплины можно преодолеть, обновив интерес к профессиям под влиянием глобальных и локальных перемен и с развитием международного сотрудничества, в том числе с российскими социологами (Saks. 2014). С 1990-х гг. это исследовательское направление развивается в России. Его предпосылки – советские исследования интеллигенции (Мансуров. 2013), заводской социологии, изменений, связанных с НТР (Абрамов. 2016). Формируется исследовательский комитет по социологии профессий и профессиональных групп в Российском обществе социологов, социология профессий становится вузовской дисциплиной; растёт число монографий и учебников, посвящённых ей (Кораблева. 2012; Романов. 2015; Абрамов. 2016; Социология профессий ... 2016 и др.), активно публикуются статьи в научных журналах (Попова. 2020). Социология профессий (профессиональных групп) интенсивно взаимодействует с другими областями (социология труда, управления, организаций, социальная антропология, социальная структура, социальная политика, гендерные исследования), в то же время эти дисциплины так или иначе связаны с социологией профессий и вносят в неё свой вклад. В дискуссиях о дисциплинарных категориях важна проблема актуальности исторически обусловленных моделей профессиональной деятельности с точки зрения их общественной востребованности (Московская. 2010). Актуальны исследования о формировании новых сфер профессиональной деятельности, изменениях условий занятости, положения трансформирующихся под влиянием рынка профессиональных групп, их статуса, идентичности, самоопределения, ценностей, развития новых типов профессиональной карьеры.
Ныне можно отметить расширение этого исследовательского направления в связи с постановкой новых задач, за счёт подходов и исследовательских практик других дисциплин.