Сквозное имитационное письмо
Сквозно́е имитацио́нное письмо́ (мотетное письмо), полифоническая техника.
Сложилась на рубеже 15–16 вв., достигла кульминации в творчестве мастеров Высокого и Позднего Возрождения (Дж. П. да Палестрина, О. ди Лассо, Ч. де Роре, Ф. де Монте, Т. Таллис, Т. Л. де Виктория и др.). Принцип письма основан на имитационной работе с ведущими мотивами, вычлененными из cantus prius factus (избранного в качестве темы напева-первоисточника). В отличие от появившихся ранее полифонических техник композиции (cantus firmus или cantus figuratus) заимствованный напев в рамках сквозного имитационного письма не существует в виде единого стержня, а распадается на несколько малых тем, которые используются в произвольном порядке, могут быть свободно изъяты или повторены любое количество раз. Таким образом, техника сквозного имитационного письма существует в условиях мотетной формы. Малые темы излагаются имитационно во всех голосах фактуры, поэтому техника сквозного имитационного письма предполагает функциональное равенство партий. Интервалы вступления темы (кварта, квинта и октава) предвосхищают принцип темо-ответных соотношений в фуге.
В нотном примере представлено имитационное изложение начальной малой темы 2-й части (Gloria) мессы «Pater noster» Дж. П. да Палестрины (тема основана на первом сегменте хорала «Pater noster»).
В рамках сквозного имитационного письма различаются принципы парафразы (предполагает работу с одноголосным первоисточником) и пародии (сочинение на основе многоголосной модели).