Изгнание евреев из Испании
Изгна́ние евре́ев из Испа́нии (исп. Expulsión de los judíos de España), выселение евреев с территории королевств Кастилия и Арагон в соответствии с Альгамбрским декретом, или Гранадским эдиктом (Decreto de la Alhambra, Edicto de Granada), который был подписан 31 марта 1492 г. в Гранаде Изабеллой I и Фердинандом II.
История изгнания
В 1391 г. в период регентства при малолетнем Энрике III и, соответственно, слабой центральной власти по Кастилии, а затем и по Арагону прокатилась мощная волна еврейских погромов, которую принято считать переломом в истории пиренейского еврейства. Антиеврейские проповеди и погромы продолжались и в начале 15 в. Помимо гибели и бегства в земли сеньоров и за границу распространённым выбором в ситуации погрома было принятие христианства. Массовые крещения 1390–1400-х гг. привели к появлению в испанских королевствах многочисленной группы «новых христиан» (конверсо, мараны); предполагаемая тайная приверженность многих из них иудаизму стала одной из причин для введения инквизиции и последующего изгнания евреев из Испании.
На протяжении 15 в. антиеврейская полемика усиливалась, ужесточалось ограничительное законодательство, в частности урезалась общинная автономия. Евреям запрещалось заниматься определёнными профессиями, сокращалось их присутствие за пределами еврейских кварталов, однако некоторые запреты затем снимались; кроме того, сохраняли своё положение и влияние евреи при дворе. С 1479 г. в объединённом королевстве Фердинанда II и Изабеллы I продолжалось покровительственное отношение к евреям в целом и к придворным евреям в частности. Права евреев тщательно соблюдались даже накануне изгнания, уже после издания Альгамбрского декрета (евреи владели домами и лавками, в том числе совместно с христианами, совершали сделки, перед эмиграцией продавали недвижимость, жаловались королям на несправедливости и, как правило, получали поддержку).
В то же время ужесточалась сегрегация евреев с целью ограничения их общения с конверсо и искоренения «Моисеевой ереси» в среде последних. В 1478 г. испанские монархи запросили папскую буллу на учреждение в своих королевствах инквизиции для борьбы с тайными иудеями. Первые инквизиционные трибуналы начали действовать в начале 1480-х гг. Параллельно с ростом карательной активности инквизиции светская власть старалась воплотить в жизнь сегрегационные законы (apartamiento), принятые кортесами в Толедо в 1480 г. Неудовлетворённые результатами этих мер, в 1483 г. монархи согласились на просьбу инквизиции о локальном изгнании евреев – из городов Андалусии. В январе 1483 г. евреи были удалены из Севильи, позднее последовали указы об их выдворении из других городов. Однако в отдельных городах изгнания были приостановлены (например, в г. Херес-де-ла-Фронтера), и неясно, осуществились ли они впоследствии. Известны имена евреев, продолжавших проживать в Кордове, Кадисе и некоторых других андалусийских городах вплоть до всеобщего изгнания 1492 г. В 1486 г. последовало аналогичное локальное изгнание в Арагонском королевстве из Сарагосы и Сарагосского архиепископства, где находилась не менее крупная еврейская община, чем в Севилье и Кордове. В 1490–1491 гг. нескольких евреев и конверсо, якобы вступивших в преступный сговор, обвинили в ритуальном убийстве маленького ребёнка из города Ла-Гуардия; процесс по этому делу подогревал антиеврейские и антимаранские настроения. Однако в это же время корона продолжала благосклонно реагировать на жалобы евреев и принимать их сторону в тяжбах с городскими властями. Высокопоставленные евреи Кастилии (прежде всего дон Ицхак Абраванель и дон Авраам Сенеор), дававшие короне займы на нужды войны с Гранадским эмиратом, сохраняли свои должности, а в декабре 1491 г. короли подтвердили назначение еврея и конверсо на должности сборщиков налогов в Толедо на 1492–1494 гг.
В начале 1492 г. Гранада капитулировала, а 31 марта того же года Фердинанд и Изабелла подписали Альгамбрский декрет, положивший конец почти 15-вековой истории евреев в Испании. Согласно этому указу, все иудеи должны были покинуть подвластные монархам территории или же принять крещение. Причиной изгнания сам эдикт называл проблему иудействования конверсо: «...в этих наших королевствах есть дурные христиане, которые иудействуют и отступают от нашей святой католической веры, чему основная причина в общении евреев с христианами...». Инициаторами, или лоббистами, изгнания почти прямо названы инквизиторы: «...как нам доложили инквизиторы…, очевиден большой вред, который христианам наносило и наносит соучастие, разговор, общение с евреями, которые всегда стараются любыми возможными способами и путями увести от нашей святой католической веры верных христиан и отделить их от неё, и растлить их и вовлечь в свою зловредную веру и убеждение» (Edicto general de expulsion de los judíos de Aragon y Castilla // Suárez Fernández L. Documentos acerca de la expulsión de los judíos. Valladolid, 1964. P. 391–394). Обнародован декрет был только 29 апреля 1492 г. Покинуть владения Католических королей евреи должны были к 31 июля, т. е. через четыре месяца с момента подписания эдикта и через три месяца после того, как он стал известен населению. Еврейская коллективная память отождествляет единый день изгнания с траурным днём 9 ава, когда, согласно традиционной хронологии, были разрушены Первый и Второй иерусалимские храмы, хотя на самом деле 31 июля в тот год совпадало с 7 ава, а до некоторых владений Католических королей, например до Сардинии, указ дошёл позже, и изгнание тоже сдвинулось на несколько месяцев.
Число изгнанников историки оценивают по-разному – от 300 тыс. человек (И. Лёб) или 200 тысяч (И. Бэр) до численности чуть ли не в 10 раз меньшей: на основании фискальных документов был сделан вывод, что на момент изгнания в Кастилии всего проживало около 75–100 тыс. евреев, а эмигрировали далеко не все – значительная часть приняли крещение и остались (М. А. Ладеро Кесада, Л. Суарес Фернандес).
Изгнанники отправились в Португалию, Северную Африку (Марокко, Алжир, Тунис, Ливию), Османскую империю и в Италию, преимущественно в папские владения. Еврейские хроники 16 в. описывают тяготы изгнания, вымогательства и грабежи на кораблях и т. п. Имели место случаи возвращения на условиях крещения при пересечении границ королевства.
Оценка исследователей
В историографии раннего Нового времени и в современных исследованиях даются разные объяснения этого политического решения, которое, как правило, считается довольно спонтанным, хотя есть точка зрения, что оно явилось итогом целенаправленной политики королевской четы, проводившейся, как минимум, с 1480-х гг. (Х. Бейнарт). Еврейские хронисты 16–17 вв. винят народный антисемитизм и церковный фанатизм, проводницей которого видят королеву, находившуюся под влиянием своего духовника Т. Торквемады, доминиканца и генерального инквизитора. Еврейские историки возлагают вину на «фанатичных» Фердинанда и Изабеллу или на одного из монархов (И. Бэр, Б. Нетаньяху).
Некоторые учёные признают заявленные в эдикте религиозные мотивы (дурное влияние евреев на конверсо) достаточным основанием для изгнания (М. Кригель). Другие отводят короне относительно пассивную роль, объясняя это тем, что монархи были слишком заняты – войной со знатью, потом с Португалией, потом с Гранадой, – и еврейский вопрос не слишком их беспокоил, они отдали его на откуп инквизиторам (Н. Рот). Соответственно, инициаторами изгнания могли выступить те или иные церковные институции: инквизиция, духовно-рыцарские ордена (Сантьяго, Алькантара, Калатрава), доминиканский и францисканский ордена (Н. Рот). Кроме того, после окончания Гранадской войны отпала острая нужда в еврейских займах, и монархи сочли возможным пожертвовать евреями ради создания нового христианского государства, унифицированного политически и конфессионально.
Другим дискуссионным вопросом являются последствия изгнания как для Испании, так и для сефардов. И в еврейской, и в испанской историографии распространено мнение о том, что изгнание евреев – богатой и активной городской прослойки, чья элита занималась финансами и управлением на правительственном уровне, – нанесло экономике полуострова большой ущерб – как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. Противники этого мнения отказываются считать евреев движущей силой испанской экономики или же отмечают, что эта роль была унаследована конверсо. Согласно одним учёным, роль евреев в формировании испанского национального самосознания была ключевой, а изгнание положило конец конвивенсии (convivencia), мирному и продуктивному сосуществованию евреев, христиан и мусульман на Пиренейском п-ове (А. Кастро). Противники этой теории утверждали, что гармонии никогда не было и быть не могло, а имела место непрерывная борьба с «богоубийцами и эксплуататорами», изгнание же произошло слишком поздно: произойди оно на полтора века раньше, в Испании успела бы сформироваться своя национальная буржуазия и экономическое развитие было бы более успешным, на уровне прочих европейских государств (К. Санчес Альборнос).
Исследователи полагают, что сефардами изгнание из Испании воспринималось как катастрофа уровня разрушения Храма и рассеяния из Иудеи, поэтому оно всколыхнуло мессианские ожидания и наложило неизгладимый отпечаток на дальнейшее развитие еврейской эсхатологии, мистики, исторической мысли, породило всплеск историографии (Й. Х. Йерушалми) и новое каббалистическое учение – лурианскую каббалу, объясняющую своим адептам мистический смысл постигшей сефардов трагедии (Г. Шолем). Некоторые новейшие исследования оспаривают эту точку зрения и лишают изгнание из Испании эксклюзивной значимости, рассматривая его лишь как один из факторов, повлиявших на дальнейшее развитие еврейской мысли (Р. Бонфиль, Э. Гутвирт). Наконец, для сефардских исследований, где сефарды понимаются в узком смысле – как потомки испанских евреев, изгнание из Испании – это не столько конец одной эпохи, сколько начало другой – формирования постиспанских сефардских общин и культуры в западной и восточной сефардских диаспорах (А. Меюхас Джинио).