Сиври Шарль де
Сиври́ Шарль де, Луи Шарль Эрар де Сиври (Louis Charles Erhard de Sivry) (17.11.1848, Париж – 16.1.1900, там же), французский композитор, дирижёр, пианист.
Сын Антуанетты Шариа (во втором браке Моте де Флёрвиль, 1828–1900) – пианистки, ученицы Ф. Шопена, которая давала первые уроки фортепиано К. Дебюсси. В детстве освоил игру на фортепиано, скрипке и виолончели. В 1867–1868 гг. учился в Парижской консерватории (класс виолончели А. Шевийяра), был отчислен в связи с неуспеваемостью. На Всемирной выставке в Париже в 1867 г. дирижировал цыганско-венгерским оркестром.
С конца 1860-х гг. посещал литературно-художественный салон Нины де Калья (среди других гостей: Э. Мане, Ш. Кро, С. Малларме, Э. Кабанер), ужины литературно-художественной группы «Дрянные мальчишки», в 1871 г. – собрания «кружка поэтов-зютистов». Дружил со многими выдающимися литературными деятелями конца 19 в.: П. Верленом, А. Рембо, Т. де Банвилем и др.
В 1881–1897 гг. работал пианистом в кабаре «Чёрная кошка» (Сhat Noir), писал музыку к пьесам театра теней: «Фрине» («Phryné»), «В другом месте» («Ailleurs») М. Доннеля, «Ноев ковчег» («L'Arche de Noé») Ж. Муане (все – 1891); «Умный кенгуру» («Le Malin Kangourou») Г. Вербека (1893) и др. В 1897–1900 гг. работал пианистом в «Кабаре четырёх искусств» (Cabaret des Quat'z'Arts). Вёл колонку «Воспоминания без сожалений» («Souvenirs sans regrets») в одноимённом журнале.
В композиторском наследии значительную часть занимают оперетты, среди которых: «Носорогу нужен ребёнок» («Le Rhinocéros en mal d'enfant», либретто Л.-М. Сен-Фарго, 1874, театр «Деласмен-Комик»), «Семья Паверне» («Le Ménage Pavernay», либретто А. и Ж. Тальре, 1875, театр Мариньи), «Ослеплённый любовью» («Aveugle par amour», либретто Э. Бертоля-Гревиля, 1882, замок Шато-де-Феррьер). Обращался к жанрам лирической драмы [«Искупление Истара («La Rédemption d'Istar», либретто Э. Бертоля-Гревиля, 1879, Театр Наций)] и мистерии [«Чудо Святого Николая» («Le Miracle de Saint Nicolas», либретто Г. Викера, 1891, театр «Бординье»)]. Создал музыку к нескольким балетам, в числе которых: «Актрисы для смеха» («Les Actrices pour rire», либретто Ф. Савара и Ж. Нума, 1874, театр «Делассмен-Комик»), «Сердце Ситы» («Le Cœur de Sîtâ», либретто Г. де Бариг де Фонтеньё, 1891, театр «Эден»), «Жозефина, которая больна» («Joséphine elle est malade», либретто Ж. Куртелина, 1894, театр «Скала»). Музыкальный стиль Сиври близок стилю Ж. Оффенбаха, И. Штрауса (сына), И. Кальмана.
Автор пособия по игре на мандолине («Méthode élémentaire de mandoline», 1881). Занимался фольклористикой, в 1898 г. издал сборник «Французские шансон, собранные и гармонизованные Ш. де Сиври и Ф. де ла Томбеллем» («Chansons de France, recueillies et harmonisées par Charles de Sivry et F. De La Tombelle», 1898).