Северов Николай Павлович
Се́веров Никола́й Па́влович [18.2(2.3).1887, Тифлис, ныне Тбилиси – 21.2.1957, Киев], грузинский архитектор, педагог, исследователь средневековой грузинской архитектуры. Председатель Союза архитекторов Грузинской ССР (1935–1948), почётный член Академии архитектуры СССР (1939), действительный член Академии строительства и архитектуры Украинской ССР (1948–1955, вице-президент, 1952–1954).
Родился в семье учителя немецкого языка реального училища. По окончании владикавказской реальной школы в 1904 г. переехал в Санкт-Петербург, где учился один год рисованию и акварели в Центральном училище технического рисования барона Штиглица. В 1905 г. поступил в Институт гражданских инженеров, где изучал архитектуру. В период обучения работал помощником в мастерской архитектора Е. Ф. Шрёттера (1907–1910), а с 1910 г. – в мастерской академика архитектуры А. И. Дмитриева, где принимал участие в проектировании здания управления Южной железной дорогой в Харькове. В 1911–1912 гг. Северов осуществлял авторский надзор над строительством этого здания и вокзала в Феодосии (также по проекту А. И. Дмитриева). Окончив Институт гражданских инженеров в 1915 г., был мобилизован в действующую армию в качестве рядового, пробыл на фронте до конца 1917 г.
В 1918 г. вернулся в Тифлис (с 1936 Тбилиси), где развернулась его деятельность архитектора, исследователя и преподавателя. Работал в Комитете государственных сооружений (1921–1932). Преподавал в Академии художеств в Тифлисе в качестве профессора (1923–1948; декан в 1945–1948). Под руководством Северова студенты участвовали в многочисленных экспедициях по изучению и обмеру памятников средневекового грузинского зодчества. Так, в 1924 г. Северов со своими студентами, а также Е. Е. Лансере и Г. Н. Чубинашвили совершили исследовательскую поездку в монастырь Шиомгвиме.
Северов входил в состав специальной группы, руководившей реконструкцией улицы Армянский базар (Леселидзе) в Тифлисе (1924–1925): группа большинством проголосовала за разрушение церкви Норашен (15 в.), но благодаря усилиям Северова этот памятник архитектуры был сохранён. В 1926 г. мастер принимал участие в конкурсе на проект здания редакции и издательства «Заря Востока» в Тифлисе, соединив классическую композицию с колоннадами и мотивы грузинского зодчества.
В 1927 г. Северов работал в составе комитета по реконструкции главного фасада музея Грузии (ныне в составе Национального музея Грузии). За основу проекта был взят созданный им вариант (реализован в 1928–1929). Эта работа Северова более сдержанна по декору и деталям, акцент сделан на достижении композиционного единства фасада с использованием переработанных форм и мотивов грузинской архитектуры Раннего Средневековья, исключая прямое цитирование конкретных архитектурных приёмов.
Северов – автор проекта Дома Совета народных комиссаров Закавказской Социалистической Федеративной Советской Республики (1928; впоследствии в здании размещался ЦК КП Грузии; ныне одно из правительственных учреждений), реализованного при участии М. Г. Калашникова в 1929–1930 гг. Композиционное решение с открытыми террасами и угловыми балконами сближает постройку с конструктивистскими гостиницами и санаториями, которые тогда активно возводились в южных регионах СССР. В 1929 г. им выполнены проекты тифлисских жилых домов (реализованы в 1930; не сохранились): это простые геометрические объёмы с типичными для конструктивизма элементами (плоская крыша, удлинённые оконные проёмы, а также прямоугольные ризалиты, которые дополняют обтекаемые полукруглые балконы).
Северов разработал архитектурное оформление моста Челюскинцев через реку Кура в Тифлисе (1932–1935; ныне мост царицы Тамары), спроектированного инженерами К. С. Завриевым и Н. А. Словинским: перильное ограждение оформлено лаконичной неоклассической композицией из овалов и переплетённых колец с накладными щитами и розетками посередине.
Будучи главным архитектором «Грузкурортстроя» (1932–1942), Северов стал автором санатория ВЦСПС в Ликани (1933, совместно с Д. И. Фоминым; не сохранился) и Дома отдыха Совнаркома Грузинской ССР в Гаграх (1933–1935; также известен как Дом отдыха Закавказского СНК; ныне госдача «Гагра» ФСО России). Обе постройки выполнены в характерной для того времени постконструктивистской стилистике, где строгий геометризм композиции и общая сдержанность архитектурных форм дополнялись неоклассическими элементами: колоннами, балюстрадой и рустом. Разрабатывал проект планировки курорта Цхалтубо (1932–1940; полностью переработан после войны И. Г. Заалишвили и В. М. Кедия).
Ряд традиционно приписываемых Северову построек [санатории в Бетани (ныне посёлок Цагвери в Боржомском муниципалитете) и в г. Боржоми, здание Госбанка в Тифлисе] не относятся к его произведениям.
В 1933 г. Северов участвовал в закрытом конкурсе на здание Института Сталина в Тифлисе: его проект предполагал неоклассическую композицию с элементами национального грузинского зодчества. П-образная в плане постройка, центральный объём которой завершался аттиком с барельефными композициями, снабжалась массивными пилястрами во всю высоту здания. Композиционным центром служила полуоткрытая галерея в 2 этажа. Именно этот проект преимущественно поддерживался грузинским архитектурным сообществом и интеллигенцией, например членами Академии художеств – скульптором Я. И. Николадзе и историком архитектуры Г. Н. Чубинашвили (ситуацию, сложившуюся вокруг конкурса, описал Е. Е. Лансере: Лансере Е. Е. Дневники. Кн. 2. Москва, 2008. С. 321), однако в 1933 г. был принят проект А. В. Щусева с симметричным планом. В мае 1934 г. решением политбюро ЦК КПСС институт был превращён в филиал Всесоюзного института Маркса – Энгельса – Ленина; вариант Щусева был окончательно утверждён в 1936 г. в результате объявленного Л. П. Берией нового закрытого конкурса на проект здания для этого учреждения (построено к 1937). Вместе с тем рабочая документация к этому проекту Щусева разрабатывалась в мастерской «Закстрой» под руководством Северова.
В феврале 1934 г. на 1-м съезде архитекторов Грузии Северов избран членом правления союза. Спустя год, когда уже шла активная подготовка к проведению 1-го Всесоюзного съезда советских архитекторов, Северов был избран председателем Союза архитекторов Грузинской ССР и в этой должности представлял делегацию грузинских архитекторов на съезде в Москве в 1937 г.
В проекте кинотеатра имени Руставели на 1200 мест в Тбилиси (реализован в 1935–1939; ныне кинотеатр «Руставели»), используя выработанный И. В. Жолтовским метод современной трактовки классических форм – монументализации ордера при помощи железобетонных конструкций, Северов воплотил композицию Малого Трианона в Версале (1762–1768, архитектор Ж. А. Габриель) в модернизированной обработке с использованием колоссального коринфского ордера.
Работая в русле постконструктивизма, Северов под руководством М. Г. Калашникова принял участие в проектировании 100-квартирного дома на площади Героев Советского Союза в Тбилиси (спроектирован в 1935–1936, построен в 1937–1940).
Северов широко занимался описанием, обмерами и фиксацией (зарисовки, фотографирование) средневековых храмов по всей Грузии: в городах Мцхета, Кутаиси, Гори, Болниси и др., выпустил ряд монографий: «Памятники грузинского зодчества» (1947), а также написанные совместно с Г. Н. Чубинашвили «Пути грузинской архитектуры» (1936), «Мцхета» (1946) и «Кумурдо и Никорцминда» (1947). Книга «Пути развития грузинской архитектуры», фрагментами зачитанная на 1-м съезде архитекторов Грузии (1936), посвящена проблеме освоения грузинского архитектурного наследия. Описание памятников сопровождалось анализом стилеобразующих явлений в национальной традиции, рассматривались вопросы влияния других культур (армянских и персидских традиций) и происхождения конкретных архитектурных форм. Рассказывая про тип грузинского жилища – дарбази, Северов указывал, что «любопытные его конструктивные особенности и великолепное народное искусство его орнаментации должны привлечь внимание современного архитектора» (Северов. Крестьянские дарбази… 1937. С. 59). Труды мастера сыграли важную роль в складывании понятия «грузинский стиль» в логике советского неоклассицизма. В первую очередь этот стиль предполагал обязательную ориентацию на архитектуру средневековых грузинских храмов, декоративные элементы которых стали активно применяться в архитектурных проектах (оформление колонн, пилястр, архивольтов, карнизов, а также оконных проёмов и порталов). К. С. Алабян в своём выступлении на 1-м Всесоюзном съезде советских архитекторов особо отметил заслуги Северова в выработке национальной формы (см. стенограмму: Алабян. 1937. С. 20).
В апреле 1940 г. Северов принимал участие в 1-й сессии Всесоюзной академии архитектуры, представляя грузинскую делегацию.
Северов заведовал археологическим отделом Института истории грузинского искусства Академии наук Грузинской ССР (1942–1948).
В 1948 г. Северов переехал в Киев, где участвовал в послевоенной реконструкции и новой застройке города. При его участии в 1951 г. в Киеве был спроектирован и построен первый на территории Украины крупнопанельный дом индустриального производства (улица Щорса, ныне улица Евгения Коновальца). Методы проектирования и технические особенности строительства подробно описаны в его книге «Проектирование и внедрение панельных домов заводского изготовления» (1951).
Профессор Киевского инженерно-строительного и Киевского государственного художественного институтов (1948–1956).
Орден Трудового Красного Знамени (1951).