Калашников Михаил Георгиевич
Кала́шников Михаи́л Гео́ргиевич [6.7(18.7).1886, Темир-Хан-Шура, ныне Буйнакск, Республика Дагестан – 21.5.1969, Москва], грузинский архитектор, график, историк искусства; заслуженный деятель искусств Грузинской ССР (1947).
Родился в семье военного врача, дворянина Георгия Григорьевича Калашникова (1848 – год смерти неизвестен). В 1887 г. отца с семьёй перевели на службу в Боржоми, затем – в Ахалцихе, в 1894 г. они переехали в Тифлис (ныне Тбилиси). По окончании учёбы в Тифлисском реальном училище в 1904 г. М. Г. Калашников поступил в Институт гражданских инженеров (ИГИ) в Санкт-Петербурге. С первых курсов начал работать в мастерской у архитекторов Е. Ф. Шреттера, В. А. Щуко, И. А. Фомина. В 1910 г. перешёл из ИГИ в Императорскую Академию художеств, в период обучения работал в мастерской её ректора Л. Н. Бенуа, под чьим руководством защитил дипломный проект (1917) и получил звание художника-архитектора.
В 1917 г. вернулся в Тифлис, где работал над различными архитектурными проектами. Сотрудник кабинета фиксации памятников феодальной эпохи в Кавказском историко-археологическом институте (1922–1931). В этот период Калашников занимался изучением и обмерами многих памятников средневековой архитектуры Грузии, в их числе – церкви в Икорта (12 в.), Бетаниа (13 в.), храмы в Атени (в том числе Атенский Сион 7 в.) и Цроми (7 в.).
В 1923 г. Калашников принял участие в конкурсе на проект здания Музея Грузии в Тифлисе (ныне в составе Грузинского национального музея): фасад с тремя ризалитами оформлен аркатурой; центральный ризалит завершён характерным для грузинских храмов ступенчатым двускатным перекрытием, которое подчёркивает композицию центрального объёма и арку портала (проект не воплощён; для реализации выбран проект Н. П. Северова).
Среди ранних реализованных проектов – здание туберкулёзного санатория в селе Либани (1925–1927; ныне в составе Боржомского муниципалитета). Оно имеет дугообразный план, посередине к заднему фасаду примыкает обособленный прямоугольный корпус. Центральная часть главного фасада оформлена крыльцом-портиком, увенчанным балюстрадой с вазонами, выше расположены высокие арочные окна, а над ними – ряд вытянутых по горизонтали овальных оконных проёмов; композиция завершается фронтоном на пилястрах. Первый этаж здания оформлен французским рустом, на втором ярусе чередуются окна без декора с украшенными сандриками, гирляндами и фронтончиками. Сдержанность парадной стороны здания контрастирует с регулярными округлыми выступами на заднем фасаде. Благодаря Т-образному плану постройки и большому количеству окон помещения хорошо проветривались и освещались солнцем. На крыше для пребывания пациентов были устроены полуоткрытые террасы с резными деревянными навесами (не сохранились), открытыми террасами завершались портики и крыльца первого этажа. В 2017 г. комплекс объявлен памятником культурного наследия Грузии, однако в начале 2020-х гг. находится в руинированном состоянии.
При участии Калашникова спроектирован в 1928 г. Дом Совета народных комиссаров Закавказской Социалистической Федеративной Советской Республики (реализован Н. П. Северовым в 1929–1930; впоследствии вмещал Центральный комитет Коммунистической партии Грузинской ССР; ныне одно из правительственных учреждений).
В начале 1930-х гг. Калашников участвовал в ряде конкурсов на проекты крупнейших общественных и административных зданий Грузии в Тифлисе, но его варианты не были приняты к реализации: здание Института Сталина (1933, совместно с Д. В. Фоминым и И. В. Эрн), стадион «Динамо» (1933, совместно с Фоминым), Дом Правительства (1934, совместно с М. Н. Непринцевым, Н. М. Тоидзе и Ш. С. Тулашвили).
По проекту Калашникова (1935) в 1937 г. возведено масштабное ванное здание Бальнеологического курорта в Тифлисе (с 1936 Тбилиси). Вход оформлен красными колоннами (вероятно, отсылка к архитектуре дворца в Кноссе), подчёркнутое карнизами ступенчатое завершение здания зрительно увеличивает его высоту. Лаконичный декор включает лишь отдельные ордерные детали, а также сандрики над окнами и главным дверным проёмом. Таким образом, сооружение формально близко к «очищенной» классике и классицизирующему ар деко (например, к зданию Mobilier national О. Перре в Париже, 1935–1937), что не было типично для грузинской архитектуры этого периода.
Работая в логике постконструктивизма (асимметричная композиция и др.), Калашников при участии Н. П. Северова разработал проект 100-квартирного дома на площади Героев Советского Союза в Тбилиси (спроектирован в 1935–1936, построен в 1937–1940). Облик постройки, повторяющей дугообразный контур площади, определён регулярным ритмом ризалитов, однако его нарушают более высокая вставка с арочными проездом во двор и сдвинутая к восточному торцу дома 11-этажная башня.
Калашников – автор проекта жилого дома на проспекте Плеханова в Тбилиси (1935; ныне проспект Давида Строителя,147). Здание выдержано в стиле советского неоклассицизма: ярусное членение фасада, развитые карнизы с аттиком, рустованные цоколь, столбы и лопатки, рельефные вставки, кессонированные своды покоящихся на колоннах монументальных арок. Дом такого типа вплоть до середины 1950-х гг. стал типичным образцом для городского жилищного строительства как в Грузии, так и на всей территории СССР.
В 1938–1957 гг. Калашников занимался исследованием и вопросами реставрации памятников архитектурного наследия в Отделе по охране памятников культуры Управления по делам искусств при Совете народных комиссаров Грузинской ССР.
В декабре 1940 г. принимал участие в творческом совещании по вопросам национальной архитектуры в Тбилиси.
С 1957 г. жил в Москве.
Орден «Знак Почёта» (1945).